Храм в Ком Омбо в Египте – отзывы и фото

Ком-Омбо

Храм Ком-Омбо, построенный в одноименном городке во время правления Птолемея VI, уникален тем, что является двойным храмом, посвященным сразу двум триадам божеств. Южное крыло храма посвящено богу изобилия Себеку, почитавшемуся в образе крокодила, его жене Хатхор и сыну Хонсу, между тем, как северное крыло посвящено сокологоловому богу неба Хоруру, его жене Тасенетнофрет и сыну Панебтауи.

Значительная часть храма была разрушена разливами Нила и землетрясениями, а позже здесь была устроена каменоломня, но, тем не менее, до наших дней в храме сохранились удивительные барельефные рисунки с полихромной окраской.

В древности Нил был переполнен крокодилами, считавшимися в те времена священными животными. Крокодилов содержали прямо в храме и хоронили на кладбищах. Сегодня же некоторые из обнаруженных в окрестностях мумий крокодилов можно увидеть во время экскурсии по Ком-Омбо.

Далее расположены три последовательных прямоугольных вестибюля без крыши. В первом изображена сцена основания Ком-Омбо с богиней письменности Сешат, производящей замеры стен будущего храма, во втором, предназначавшемся только для священников, — Себек, принимающий подношения. Широкая дверь зала ведет в параллельные храмы, где сохранилось изображение Птолемея в македонском плаще рядом с супругой со стеблем в руке, символизирующим годы его царствования. Мало что осталось от святилища, но можно увидеть тайный коридор, ведущий через подземный склеп в центральный храм. Считается, что именно отсюда оракулы говорили вместо богов с людьми, находящимися за пределами основной части храма.

Ком-Омбо – храм двух древнеегипетских божеств

Ком-Омбо – это храм, расположенный прямо на побережье Нила близ египетского города Асуан. Его уникальность состоит в том, что он посвящен сразу двум триадам божеств. Одна часть посвящена Себеку — богу изобилия и разлива нильских вод, изображавшемуся в образе крокодила, а также его супруге Хатхор и сыну Хонсу. Вторая часть посвящена богу неба Гору в образе сокола и членам его божественной семьи.

Мифология и факты

Конструкция святилищ храма Ком-Омбо симметрична. Они соединены между собой двумя коридорами, проходящими через внешние части строения – от святилища Гора до святилища Себека, его противника и союзника злого божества Сета. Согласно одному из мифов Древнего Египта, Гор обратился крокодилом, чтобы сбежать от ужасного Сета.

В те времена в Ниле водилось огромное количество крокодилов, и жители Египта относились к ним с огромным почтением, поклонялись им и приносили жертвы, чтобы умилостивить гнев свирепых существ. Крокодилов селили при храмах, а на некоторых древних кладбищах были даже найдены их мумии, которые можно посмотреть в Ком-Омбо и сегодня.

Историки считают, что храм Ком-Омбо был построен при фараоне Птолемее VI, правившем в 191-146 годах до нашей эры. Позднее, при Птолемее XIII к нему были пристроены гипостильные залы, а римский император Траян уже в нашей эре устроил двор и наружные стены.

Ворота в храмовый комплекс Ком-Омбо были построены Птолемеем XII Неосом Дионисом, отцом великой царицы Египта Клеопатры. К сожалению, большая их часть до наших дней не сохранилась. Как и большинство храмов Древнего Египта, сооружение имело большой пилон – трапециевидную башню, расположенную у входа, но его разрушили воды Нила. Большей части сооружений Ком-Омбо в наше время уже нет, остались лишь развалины низких стен и пни столбов, установленных уже в эпоху Рима.

Что посмотреть в храме

Самое достопримечательное место храма Ком-Омбо сейчас – космический гипостильный зал с 15 толстыми колоннами и карнизом с изображение двух крылатых солнечных дисков. Сверху на колоннах находятся геральдические лилии Верхнего Египта и папирус, символизирующий дельту Нила. Уцелела большая часть крыши гипостильного зала, на которой высечены различные небесные изображения.

На внешней стене, слева от ворот Неоса Диониса изображены различные сцены из жизни божеств – Тота, Себека, Исиды, Гора, Сета. Дольше располагаются три последовательных вестибюля без крыши. В первом из них изображены рельефы со сценами жизни божеств Сешат, Тота, Себека. Второй был предназначен только для служителей храма – здесь они хранили свои одеяния и священные рукописи. Каменные рельефы на южной стене также изображают различные сцены из жизни мифологических персонажей.

Широкая дверь гипостильного зала ведет в параллельные храмы. От святилища мало что осталось, но хорошо виден потайной коридор, который ведет через подземный склеп к центральному храму, с его «священными глазами» и отверстиями для подслушивания. Считалось, что с этого места оракулы говорили вместо божеств с людьми, которые находились за пределами главной части храма.

К западу от гипостильного зала храма Ком-Омбо расположен священный колодец – его также стоит посмотреть. Ступени внутренней лестницы становятся меньше с соответствии с увеличением глубины – в то время они использовались для измерения уровня воды в Ниле, чтобы рассчитать ежегодный налог.

Информация для туристов

Храмовый комплекс Ком-Омбо доступен для посещений каждый день с 7.00 до 17.00. Билет стоит 40 египетских фунтов, или 4,2 евро.

Храм расположен в 4 км от городка Ком-Омбо и в 45 км от города Асуан. Доехать можно на поезде – поезд Асуан-Луксор делает остановку в Ком-Омбо. До самого храма можно доехать на такси – это отнимет всего 10 минут. Можно добраться до него и по воде — в ходе экскурсии по Нилу на лодках-фелюках.

По Египту: Круиз по Нилу и Ком-Омбо

Ком-Омбо: Храм Хора и Себека

Ком-Омбо находится выше Эдфу по течению Нила и ниже Асуана. Круизный корабль подплывает туда к вечеру, когда после нескольких часов приема солнечных ванн и купания в бассейне и храм Хора в Эдфу позади, уже хочется новых впечатлений.

К сожалению, одновременно там находится несколько десятков кораблей и толпы экскурсантов омрачают общение с древностями. Однако, абстрагировавшись от всех присутствующих, можно получить удовольствие.

В Ком-Омбо находится не совсем обычный храм, построенный, как это считается, во время правления греческой династии Птолемеев. В нем можно увидеть два святилища. Левое посвящено богу Хору, а правое — местному богу Собеку. изображавшемуся с головой крокодила. Из-за двух святилищ все помещения храма — передний зал, два гипостильных зала и три вестибюля — имеют по два входа.

В стоящей рядом с храмом часовне богини Хатхор демонстрируются мумии крокодилов. Священных животных, как и людей, древние египтяне мумифицировали и хоронили в особых некрополях. Один такой некрополь священных крокодилов находится в Ком-Омбо.

Для меня храм в Ком Омбо — еще одно подтверждение ошибочности традиционной версии истории. Так, например, на стене храма имеются рельефы с изображениями металлических медицинских инструментов, которые преподносятся экскурсоводами как триумф технологий древних египтян.

Читайте «новых хронологов», (в частности, Игорь Давиденко, Ярослав Кеслер «Строители цивилизации», 2005) и вы посмеётесь вместе с ними и со мной над такими умозаключениями.

Древние египтяне были не столько каменотесами, сколько штукатурами. И штукатурку делали замечательную! На века затирали…

«Хирургические инструменты», изображенные на рельефе храма Ком-Омбо, датируемым II—I вв. до н. э. По сырой пластичной штукатурке выдавлены отпечатки различных инструментов и приспособлений. Но все ли инструменты хирургические?

Под номером 1 могут быть отображены и кузнечные клещи (щипцы), ведь масштаб не указан, а под номером 2 — разливочные ложки (хоть для кухни, хоть для литейной мастерской), под номером 3 — подпружиненные щипцы или пинцеты, под номером 5- клещи с эргономическими рукоятками. На концах рукояток откованы шарики (так начали делать с конца XVIII века). Под номером 6 отображены различные сосуды, скорее всего стеклянные, выдутые (бутылочки, реторта, округлые банки, которые названы банками для кровопускания).

Под номером 7 — отпечаток подпружиненных ножниц с хорошо проработанными отточенными лезвиями. А под номером 8 — лабораторные весы! Не безмен, а настоящие весы с коромыслом и подвесными чашечками. И, наконец, под номером 9 — то ли древний топор, то ли отпечаток поварешки, «поварешка в профиль»…

Не исключено, что это шутки досужих мастеровых-французов из экспедиции Наполеона Бонапарта.

Мы обратим внимание и на качество выдавленных в штукатурке изображений. Несложно сравнить отпечатки хирургических инструментов на рельефе храма Ком-Омбо со стандартными очень четкими отпечатками иероглифов. Ясно, что не было специальных штампов для отображения изображенных инструментов. Просто инструменты были использованы вместо штампов!

Недавно появилась электронная наборная касса для египетских иероглифов. Пользователь нажимает латинскую литеру-клавишу, и на экране появляется иероглиф, но с примечанием того, что имеется четыре-пять смысловых трактовок этого иероглифа.

В конечном итоге смысл выбирает конкретный человек, по своему разумению. И тень основателя египтологии, члена Гренобльской Академии наук, члена Академии надписей и изящной словесности и Санкт-Петербургской Академии наук Жана Франсуа Шампольона затуманивает смысл написанного…

Экскурсия заканчивается при свете прожекторов, что придает храму дополнительное очарование и даже таинственность.

Илья Леонов
Меня зовут Илья, и я автор этого блога! Мне 37 лет, живу в г. Санкт-Петербург, воспитываю сына. Я простой путешественник - люблю туризм и хочу делиться с читателями интересными местами нашей планеты :)
Оцените автора
Дневник Туриста
Добавить комментарий