Хреновской конный завод – описание, фото, история, отзывы

История Хреновского конного завода

Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.

Для рубрики фотоистории корреспондент «Бит Жизни!» отправилась в город Воронеж.

В селе Хреновом Бобровского района Воронежской области, в 140 км от Воронежа в течение многих десятилетий выращиваются лучшие лошади страны – орловские рысаки. Эта порода признана национальным достоянием России.

Завод был основан 24 октября 1776 года графом Алексеем Григорьевичем Орловым – Чесменским. Увлечение лошадьми к графу пришло не случайно. Для своего времени он был хорошим спортсменом, в совершенство владел искусством верховой езды. Комплекс зданий Хреновского конного завода возводился с 1810 по 1818 годы по проектам знаменитого архитектора Доменико Жилярди и сегодня является памятником архитектуры. Толщина стен в конюшнях достигает 90 см. Площадь крыш 4,5 га. Если сложить все конюшни в одну линию, их длина превысит 5 км! Знаменит Хреновской конный завод тем, что здесь была выведена уникальная порода рысистых лошадей. Большое влияние оказала арабская чистокровная порода, придавшая красоту и выносливость. Орлов купил в Аравии серого арабского жеребца Сметанку, заплатив за него 60 тысяч рублей серебром! Говорят, что этой суммы хватило бы на содержание всей русской кавалерии того времени в течение года!

Граф не рискнул отправлять такое сокровище на корабле, и жеребца привели из Аравии в подмосковное имение графа Остров. Весь путь под усиленной охраной вокруг Чёрного моря через Турцию, Венгрию, Польшу занял 14 месяцев. Сметанка был достаточно рослым для своей породы жеребцом серебристо-серой масти с удлинённым туловищем. Он был уникален тем, что имел 19 пар рёбер, вместо обычных положенных всем лошадям 18. Через год Сметанка умер – сказался нелёгкий переход и более суровые климатические условия Подмосковья. К счастью, от него успели получить потомство: четыре жеребца и кобыла. Сын Сметанки Полкан был получен от датской кобылы. А от скрещивания Полкана с голландской лошадью в 1784 году родился Барс I, ставший родоначальником породы орловских рысаков. Всё, что граф хотел видеть лучшего в выводимой породе, он увидел в Барсе I. Рысистую породу граф А.Г. Орлов выводил более 30 лет. Порода принесла ему и конному заводу мировую славу.

За годы существования завода на нём выращены тысячи прекрасных лошадей.

Самым знаменитым, пожалуй, является великолепный рысак всесоюзный и европейский рекордист Улов – дистанцию 1600 м он пробегал за 2 минуты 2,2 секунды. Ему даже установили памятник (в полтора размера от истинной величины) и похоронили у стен конюшни.

В гражданскую войну лошадей три раза эвакуировали на Тамбовщину. В Великую Отечественную войну лошадей эвакуировали на Урал в Курганскую область, где они были до 1944 года.

Ежегодно на ипподромах страны лошадьми Хреновского конного завода выигрывается, более 4 традиционных призов. Хреновской конезавод в 2006 году был признан лучшим в России, в 2007 году он занял 2 место.

За годы существования Хреновской конный завод посетило немало известных людей – представители дворянских фамилий, писатели, деятели искусства, спортсмены, политики.

Сейчас завод (с территорией в 60 тысяч га) выкуплен в частные руки. Построена своя ферма по разведению крупного рогатого скота (коров).

На заводе выращивают три породы: орловских рысаков, арабских скакунов и российских тяжеловозов. В настоящий момент на заводе около 600 голов (российских тяжеловозов всего 30 голов; они в основном используются для уборочных работ в конюшнях). У одной из кобыл породы тяжеловозов родились близнецы, что вообще считается уникальным не только для этой породы, но и для вида в целом. Сегодня Хреновской конный завод является крупнейшим заводом в мире, разводящим орловского рысаков. Так же на Хреновском конном заводе разводят и отличных арабских лошадей — предков орловских рысаков. Лучшие питомцы конного завода сегодня с успехом выступают на ипподромах России: орловские рысаки в рысистых бегах и соревнованиях троек, а арабские скакуны участвуют в скачках арабских лошадей на Центральном московском и Пятигорском ипподромах.

Надо сказать, что лошади потрясающие животные. Очень любопытные, добрые и отзывчивые. Все герои фотографий с большим удовольствием принимали участие в съемках, после чего получили одно из своих любимых лакомств – морковь и сахар. Все животные этого завода очень воспитанные, легко идут на контакт с незнакомыми людьми и всегда готовы лишний раз пробежаться по манежу. Особую благодарность хотелось бы выразить руководству за полное содействие и прекрасную организацию съемок. Надо отметить, что специально для «журналиста из Москвы» открыли денники и вывели всех животных во двор, так как на заводе на момент проведения съемок не было экскурсий и часов посещений для всех желающих.

Эта съемка стала, лично для меня, одной из самых приятных, в непростой работе фотокорреспондента.

Музей Хреновского конного завода

Если вы планируете побывать в Воронеже, обязательно выделите один день для поездки на Хреновской конный завод, расположенный в 140 км от города.

Конный завод был основан в 1776 году, когда алхимики занимались проблемами философского камня и гомункула, ученые еще не знали о генах, а для получения организмов с желаемыми качествами все уповали только на селекцию. В том числе и граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Была у графа мечта – вывести ранее никогда не существовавшую породу лошадей, пригодную для верховой езды, и способную везти любую повозку резвой рысью.

Лошади с природной широкой рысью были настолько редки и высоко ценимы, что этим пользовались барышники – жестокими тренировками животное “натаскивали на рысь”. Однако после продажи лошади быстро забывали обучение и снова начинали привычно скакать, вытряхивая при этом всю душу из седока. В отличие от настоящих рысаков, на спину которых ставили стакан воды, и он не расплескивался во время движения. Разумеется, ездить в каретах, запряженных такими лошадьми, гораздо комфортнее.

И вот, в 1775 году Алексея Григорьевича Орлова уволили “от службы всякой”, и тридцатидевятилетний граф полностью посвятил себя любимому делу – “конной охоте”. За победу над турками в Чесме Алексей получил от Екатерины II 60 тысяч рублей золотом, орден Георгия I степени, почетную фамилию Чесменский, шпагу, усыпанную бриллиантами и земли в Воронежской губернии.

Долгое время этими землями граф не пользовался. Всех своих многочисленных лошадей он содержал в подмосковном имении в деревне Остров, но когда им стало тесно, Алексей Григорьевич вспомнил о дарованных ему императрицей Воронежских землях. После осмотра новых владений, Орлов основывает здесь сразу два конных завода – Хреновской и Чесменский.

Первым построили конный завод в ХреновОм (так назвали эти места поселенцы, увидевшие здесь огромные заросли хрена, который был буквально повсюду). Крепостные в короткий срок соорудили простые деревянные конюшни, не придерживаясь никакого архитектурного стиля. После окончания строительства, граф перевел в Хреновое половину лошадей из подмосковного Острова.

На заводе у Орлова были лошади только иностранных пород: голландские, датские, испанские, неаполитанские, английские, арабские, персидские и многие-многие другие. Хороших, выносливых лошадей отечественной породы в то время не существовало. Такая тенденция сложилась со времен Петра I, когда одна война за другой уносила лучших лошадей – крупных, выносливых, неприхотливых, а оставались только мелкие, слабые крестьянские кобылки.

Перво-наперво граф решил вывести каретных лошадей – крупных, выносливых и нарядных рысаков, сочетавших в себе прекрасную голландскую рысь с элегантностью восточных лошадей. С этой целью в 1775 году Алексей Григорьевич покупает в Саудовской Аравии несколько арабских скакунов, среди которых был поразивший графа своей необыкновенной серебристо-белой окраской конь. За светло-серую, практически белую, как сметана, масть, жеребца назвали Сметанка.

Сметанка был не как все, необычно крупным для своей породы, с несколько удлинённой спиной и, самое главное, с четким рысистым ходом. Купив Сметанку за 60 тысяч серебром (для сравнения, годовой бюджет государственного коннозаводства в 1774 году составлял 25 тысяч рублей), граф показал его своему специалисту, который вынес не радостный вердикт: жеребец был старый, на тот момент ему исполнилось 24 года, и у него была мутация – 19 вместо 18 спинных позвонков с лишней парой ребер, отчего туловище Сметанки было длиннее, чем у других.

Но покупка была уже совершена, и коню предстояла преодолеть долгую дорогу в Россию. Морской путь был чреват штормами и качками, и Сметанка в своем солидном возрасте мог их не пережить, поэтому дорога по суше, с великой осторожностью и заботой о здоровье Сметанки, заняла полтора года.

Благополучно добравшись до деревни Остров, через год от него жеребятся пять кобыл, но сам Сметанка к этому моменту уже издыхает. Из пяти жеребят граф выбирает самого лучшего – сына Сметанки и датской кобылы Полкана I. К трем годам он превратился в огромного жеребца, настолько крупного, что в дрожках бегал слишком медленно. Чтобы исправить этот недостаток породы, Орлов решает скрестить Полкана I с хрупкой голландской кобылой. От этой вязки рождается Барс I.

По мнению графа, Барс I – родоначальник орловских рысаков, потому что именно в нем он увидел те черты, которые хотел видеть в новой породе – высокий рост, вытянутое тело, широкий рысистый аллюр и модную в ту пору лебединую шею. С этого момента, благодаря стараниям Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского в русском языке появилось слово “рысак”.

В течение трех лет граф сам тренировал Барса I у себя в подмосковном Острове, запрягая коня зимой в сани, а летом – в дрожки. При Орлове все лошади проходили испытания на резвость: лошадей с трёх лет гоняли рысью на 18 верст по маршруту Остров – Москва. К слову, в то время в России не было местных тренеров для лошадей, их приглашали из-за границы, чаще всего из Голландии.

“Граф Алексей Орлов-Чесменский едет на жеребце Барс I”, художник Николай Егорович Сверчков (1890-е гг.)

По окончании трехлетней тренировки Барса I отправили в Хреновое, где он становится племенным жеребцом – 17 лет он давал потомство. С этого момента Хреновской конный завод становится колыбелью орловских рысаков.

На местном малом ипподроме длиной 800 метров, устроенном перед конюшнями, тренировались и потомки Барса I, полученные от местных кобыл. Сейчас на малом ипподроме тренируются рысаки только до двухлетнего возраста. Когда лошадь взрослеет и ей требуется большая нагрузка, животных переводят на большой ипподром (длина круга 1.6 км), расположенный за территорией усадьбы.

Рысь различается в зависимости от скорости движения. Самая медленная рысь, когда лошадь только начинает разгоняться, называется трот. Дальше по убыстрению идет размашка, мах и летящая рысь. В этот момент рысак на долю секунды зависает в воздухе, не касаясь земли ни одним копытом.

Лучших из подросших рысаков Хреновского завода большим табуном отправляли графу Орлову в Москву. Сам граф в Хреновое не приезжал из-за преклонного возраста и желчекаменной болезни. Но о делах в хозяйстве знал во всех подробностях из еженедельных писем управляющего, доставляемых ему по голубиной почте. В своих ответных письмах он давал указания, чем лучше кормить лошадей, как их лучше тренировать. Так, на протяжении 32 лет в Хреновом формировалась порода орловских рысаков.

В 1808 году на 72 году жизни Алексей Григорьевич умирает, и конный завод переходит во владение единственной наследницы, дочери графа Анне Алексеевне Орловой.

В 1809 году, прибыв в Хреновое полноправной хозяйкой, Анна Алексеевна решает перестроить все деревянные хозяйственные постройки. Для производства камня для конюшен были построены два маленьких кирпичных завода. В 1810 году для создания проекта конезавода был приглашен известный архитектор Доминико Жилярди. Он выбирает стиль русского классицизма.

Чертежи комплекса Хреновского конного завода архитектора Доминико Жилярди

Хреновской конный завод – гордость России

Россия – большая страна. В ней много особенных мест, которые считаются символом этой огромной территории. Хреновской конный завод является не только памятником архитектуры, но и местом обитания уникальной породы лошадей – орловских рысаков. По сегодняшний день это одна из самых востребованных пород в мире. Специально для этих лошадей проводят особого рода испытания – бег на определенную дистанцию.

Местоположение и история основателя

Расположение конного завода – село Хреновое, Бобровский район, Воронежской области. Отсюда появилось и название – Хреновской. Основан завод графом Орловым-Чесменским в 18-м веке. Личность основателя более чем известная. Приближенный к Екатерине II, пусть и не владеющий иностранными языками и не обладающий впечатляющими знаниями, он оставил примечательный след в истории.

Не всегда Алексей был графом. Он родился в семье новгородского губернатора. Провел с братьями относительно счастливое детство, окончил Сухопутный шляхетский корпус. Провел бедную и веселую молодость. Активно участвовал в дворцовом перевороте. Предположительно убил (неизвестно, случайно или намеренно) Петра III. Состоял в отношениях с будущей императрицей. Она же и пожаловала всем братьям дворянские титулы. С того момента и начинается история графа Орлова.

Возведение комплекса

Итак, получив землю в Воронежской области, граф решает заняться выведением новой породы лошадей. Для этого он хочет построить основательный завод по разведению. Поэтому граф приглашает талантливого архитектора Д. И. Жилярди. В итоге закипела работа. Всего восемь лет возводили комплекс. Хреновской конный завод уже в 18-м веке стал поистине великим творением. В дальнейшем это будет не только местом обитания уникальных представителей породы, но и прекрасным образцом организации коневодческого дела.

Бобровский район Воронежской области славится своим конным заводом, который соседствует с селом Слобода. Его площадь занимает порядка 30 га. Участок правильной прямоугольной формы делится беговым кругом на две неравные части. Условно в комплексе можно выделить три зоны – производственную, административно-жилую и хозяйственную.

Выведение новой породы

Хреновской конный завод задумывался как пристанище новой уникальной породы лошадей. По мнению графа, конь должен быть резвым, выносливым и сухим. Орлов представлял нечто среднее между арабским жеребцом и западноевропейской упряжной кобылой. Для отбора племенного материала он пересмотрел сотни животных. По велению императрицы Екатерины II граф получил лучших маток и жеребцов из всех конных заводов России, трофейных лошадей из Турции и Аравии. Таким образом, он стал обладателем почти тридцати племенных жеребцов. Для коневодства это внушительная цифра.

На самом деле, отсчетом создания породы орловский рысак можно считать привоз великолепного арабского жеребца Сметанки в Россию. По тем временам за него были отданы баснословные деньги – 60 тысяч серебром. Купили лошадь у турецкого султана. Для сравнения, ежегодный бюджет страны ограничивался всего лишь 25 тысячами рублей. В итоге с охранной грамотой и под конвоем арабский жеребец Сметанка был доставлен в Россию. Так как путь шел по суше, через границу с Польшей и Венгрией, дорога заняла два года.

Поиск подходящих лошадей

Чем именно Сметанка привлек взгляд графа Орлова? Он был высоким жеребцом для арабской породы, с длинным корпусом. Интересно, что после вскрытия обнаружился любопытный дефект: у животного оказалось 19 пар ребер, а не 18. Уникальной была и его масть – почти белая, как сметана. Конь обладал превосходными аллюрами, особенно красивой рысью.

К сожалению, в России Сметанка прожил недолго, и от него удалось получить не так много жеребят. Существует несколько вариантов его гибели. По самой распространенной версии считается, что жеребец стал жертвой конюха. С похмелья тот грубо дернул его на водопое. Конь дернулся и перевернулся, ударившись головой о колодец. По менее популярным версиям чувствительной арабской лошади не подошел климат и корма.

Дальнейшее развитие

Для создания породы орловский рысак использовали только одного жеребенка от Сметанки – Полкана. К тому времени граф уже четко представлял, что хотел бы получить в итоге. Особо важный критерий – способность бежать рысью долгое время, так как это был самый экономный аллюр, удобный для экипажа. Из первой ставки жеребят от Сметанки больше всего использовался Барс I. Уже от него были получены Любезный и Лебедь.

Даже после смерти графа Хреновской конный завод продолжил свою работу. Для испытания новой породы лошадей придумали специальные тренировки – бега. Нужно было, чтобы лошадь бежала только рысью на определенной дистанции.

Хреновской конный завод: экскурсия в современность

На сегодняшний день конный завод является одним из самых крупных в России. Он до сих пор занимается сохранением и возрождением породы орловский рысак. Тренируется молодняк, ставятся рекорды, развивается предприятие. С недавних пор проводятся экскурсии. Сохраняется старинная архитектура, что делает комплекс еще и памятником истории.

На территории завода расположен музей. Помимо уникальной архитектуры, в экспозиции можно познакомиться с историей самых известных рысаков. Тут представлены фотографии, родословные, награды. Все эти экспонаты бережно собраны в музее. Там же хранится мини-макет всего завода, а также документы, например книги с учетом всех выигрышей и проигрышей. Всех посетителей проводят по левадам и конюшням, рассказывая интересные факты о рысаках.

Если вы большой любитель лошадей, милости просим на Хреновской конный завод! Адрес его запомнить несложно: Воронежская область, село Слобода, Большая улица. Отметим, что на территории предприятия расположено училище. Особенно здесь интересно будет людям, которые планируют стать наездниками и принимать участие в бегах. В работе комплекса задействовано около пятисот человек. Благодаря поддержке со стороны государства Хреновской завод является одним из самых востребованных в стране.

Илья Леонов
Меня зовут Илья, и я автор этого блога! Мне 37 лет, живу в г. Санкт-Петербург, воспитываю сына. Я простой путешественник - люблю туризм и хочу делиться с читателями интересными местами нашей планеты :)
Оцените автора
Дневник Туриста
Добавить комментарий