Оптина пустынь – описание, фото, история, отзывы

Тайны Оптиной Пустыни

Старица Сепфора, перешагнувшая столетний рубеж, ходила по развалинам Оптиной в конце 1980-х и приговаривала: «Благодать! Сколько здесь благодати!»

Войдите через Святые врата в древнюю обитель, начало которой положено в XV веке. Вдохните аромат цветов, которые цветут и радуют взор здесь, когда в окрестностях уже сохнет пожухлая трава.

Полюбуйтесь белоснежным храмом Казанской иконы Божией Матери. Чуть дальше храм-усыпальница в честь Владимирской иконы Божией Матери бережно хранит семь мощей преподобных Оптинских старцев. Зайдите с благоговением в главный храм обители – чудесный, самый старинный Введенский с его жемчужиной – ракой с мощами великого преподобного Амвросия Оптинского, чудотворца.

Замрите на короткий миг под перезвон оптинских колоколов. Пусть душа ваша отдохнет от мирской музыки, и пусть захватит дух от пения братского хора.

Сотни людей приезжают в Оптину каждый день. Зачем они едут? Тратят на дорогу деньги, устают в пути… Они едут к Оптинским старцам! Помните пословицу: «К пустому колодцу за водой не ходят»?

Приложитесь к мощам Оптинских старцев. Они всё о нас знают, знают лучше, чем мы сами о себе знаем и понимаем. Проникают своим духовным ведением в глубину души, видят прошлое и будущее, боль и скорбь.

Мощи под спудом, тяжелые каменные гробницы… Но вы чувствуете живой ответ! Старцы отвечают вам. Потому что у Бога все живы! Потому что они продолжают душу свою полагать за своих чад! И вы, обратившись к преподобным Оптинским старцам с верой, – теперь тоже под их молитвенным покровом.

Оглянитесь вокруг. Прекрасная обитель, не правда ли? А когда в 1988 году, после 65 лет разрухи, первая братия вошла в эти стены, они увидели только мерзость запустения на святом месте. Крапива в рост человека. Разбитые надгробия. Разрушенные храмы. Всё, что можно было осквернить, разрушить, – было осквернено, поругано, разрушено. Но Господь поругаем не бывает! Оптина восстала из пепла еще прекрасней!

А знаете – почему? Да потому что не может человек разрушить то, что создано по воле Божией!

Тайны Оптиной. Прикоснитесь к ним и попытайтесь понять законы духовной жизни. Мы часто живем в страхе перед завтрашним днем, надеемся на себя, на друзей и родных, на кредит в банке.

А преподобный Моисей и брат его преподобный Антоний надеялись только на Господа. Монахи-пустынники, они приехали сюда по благословению Калужского архипастыря, преосвященного Филарета, в 1821 году и своими руками корчевали пни, очищали от многовековых сосновых деревьев участок, строили небольшие братские келлии и деревянную церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня.

Преподобный Моисей, будучи в течение 37 лет настоятелем Оптиной, часто начинал многотысячное строительство, имея в монастырской казне всего 10–15 рублей. По нашим мирским меркам – затея несбыточная, невыполнимая.

Практическому человеку, надеющемуся на свой карман, отец Моисей отвечал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть».

О чем ему и объявляли люди практические. Такому практическому человеку, возлагающему надежду на свой карман, отец Моисей отвечал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть».

И таинственным образом появлялись благодетели, которые эти деньги жертвовали. И шло строительство. А также отец-настоятель кормил всех бедных, убогих, помогал всем, кто обращался за помощью.

Когда отец Моисей почил, в ящике стола его, где хранилась монастырская казна, обнаружили один гривенник, и тот закатился куда-то сбоку, так что брат его, преподобный Антоний, только улыбнулся: «Эх, не разглядел батюшка гривенник, а то и его бы истратил на бедных!»

И вот: остался после смерти человека один гривенник – и Оптина, в полном расцвете! Фруктовые сады, расширенные соборы, огромная монастырская библиотека, построенные храмы, трапеза, гостиницы, конный и скотный дворы, семь корпусов келлий, два завода, мельница и знаменитая белая оптинская ограда.

Тайны Оптиной… Преподобный Амвросий исцелял больных и страждущих. Исцелениям не было числа. И эти исцеления старец всячески прикрывал. Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».

Мы очень ценим свое здоровье, заботимся о нем, желаем его родным и близким. А преподобный Амвросий, исцелявший неизлечимые болезни, поднимавший со смертного одра умирающих, сам был болен настолько, что врачи говорили: «Если бы он не был старцем, умер бы в течение получаса!» На нем сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается». Сие есть тайна духовная.

Оптинские преподобные имели все дары Святого Духа: дар духовного рассуждения, дар исцеления душ и телес человеческих, дар прозорливости, дар чудесной молитвы, что как молния возносится к небу. Они могли назвать незнакомого человека по имени, читали письма, не распечатывая, прозревали духом прошлое и будущее человека, открывали на исповеди людям забытые грехи, возвращали слух и речь глухонемым, но главным чудом считали чудо Евхаристии, а главным даром – покаяние – метанойю.

Мы тщимся выглядеть умнее и успешнее, а преподобный Нектарий свое духовное величие скрывал юродством – шутками, чудачеством, неожиданными резкостями или непривычной простотой в обращении со знатными и заносчивыми посетителями. Играл игрушками. Была у него птичка-свисток, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, которые приходили к нему с пустыми горестями. Был волчок, который он давал запускать своим посетителям. Были детские книги, которые он раздавал читать взрослым людям.

Мы всё стараемся выбрать себе жилье поудобнее, работу полегче, отдых покомфортнее, а преподобный Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем, понимая, что это послушание – смертельная угроза. Будучи тяжело больным в ссылке, не стал проситься о переводе в местность с более здоровым климатом, сказав врачу: «Воля Божия да совершается…»

И это всё – тайны Оптиной Пустыни.

Во многих монастырях подвизались старцы, те, кто достиг высот духовной жизни. Но только в Оптиной эстафета старчества, это благодатное чудо, не пресекалась более 100 лет: с 1829 года – приезда в Оптину старца Льва – до закрытия монастыря в 1923 году и мученического окончания земного пути в 1930-х годах последних Оптинских старцев того времени: преподобного Никона и преподобного Исаакия Второго. И это тоже чудо и тайна.

Господь устраивал так премудро, что Оптинские преподобные были воспитанниками старцев, а затем сами наставниками.

Как передавалась эстафета старчества?

Умирает великий старец Амвросий, и для той любви и преданности, которую питали все к нему, было очень тяжело перейти к другому наставнику. Но все давно уже почувствовали, что один дух с почившим старцем живет в его преемнике – преподобном Иосифе. Даже наружность отца Иосифа стала походить на облик отца Амвросия, и это таинственное сближение душ двух старцев ощущалось всеми.

И сознание того, что преподобный Иосиф скажет именно то, что сказал бы отец Амвросий, это духовное единение, видимая осязательная преемственность великого дара старчества, – всё это позволило отцу Иосифу принять эстафету старчества Оптиной Пустыни.

Были Оптинские старцы разными и похожими одновременно. Каждый старец имел свои особенности: благодать не отменяет индивидуальные черты характера, особенности темперамента, но придает им возвышенность и духовность, как огранка бриллианту.

Волевой, сильный, решительный отец Лев, преодолевший все нарекания, гонения, клевету, как ледокол, очистивший фарватер для своих чад. Живой, ласковый, веселый старец Амвросий, дары которого напоминают великих старцев прошлого, воскрешавших умирающих и исцелявших безнадежных. И преподобный Макарий между ними – «с чистой, любвеобильной и смиренной душой, редкое соединение простоты, тихости и смирения, делавшее его доступным всем и каждому».

Путь старцев в Оптину Пустынь тоже был различным: кто-то пришел в Оптину юношей, как преподобный Иосиф, которому было 24 года, а кто-то, как преподобный Варсонофий, на 47-м году жизни, когда седина уже обильно пробивалась в волосах.

Оптинские старцы могли быть архимандритами, как преподобные Варсонофий, Моисей, Исаакий Первый, а могли не иметь чинов и званий и быть иеромонахами, как преподобные Нектарий, Иосиф, Иларион…

Оптинские старцы заботились не только об иноках монастыря, но обо всех, кого приводил к ним Господь.

Иногда говорят, что мирянам достаточно просто жить по заповедям. Да, заповедь дана нам, но в жизни она может исполняться в разных обстоятельствах по-разному. И не всегда легко понять, что происходит: искушение ли это или то, чего хочет от тебя Господь.

Духовная жизнь не означает только пребывание в облаках… Она заключается в раскрытии законов духовной жизни, насколько они применимы к данному человеку в его ситуации, в его условиях. И Оптинские старцы раскрывали эти духовные законы мирским людям, помогали им понять и осмыслить духовно жизненные обстоятельства, наставляли их на пути к спасению.

Все Оптинские старцы были духовными руководителями мирян. Духовное руководство, окормление происходило лично и через переписку, через духовные наставления.

Старец Иосиф: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией…»

Оптинский старец Иосиф писал: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией… за молитвы великих наших отец».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!

Испытание Оптиной Пустынью

Идея съездить в Оптину пустынь у детей возникла спонтанно и они вовлекли меня в свою затею легко и просто! В этом году апрель пришлось пробыть в Европейской командировке и только необходимость сделать новую визу под самые майские праздники вернула меня домой.

Я много лет мечтавшая попасть в Оптину пустынь, подпоясалась и была готова к новым поездками и впечатлениям о Родине

До Оптиной пустыни долетели с ветерком, нигде не задерживаясь и ни на что не отвлекаясь — всё оставляя на потом. И вот мечта многих лет моей жизни свершилась — мы в Оптиной пустыни! Я ехала сюда, как в духовный центр России, если не первый, то уж точно — второй после Сергиево Троицкой Лавры…

…но то, что открылось моему взору сильно озадачило меня… Хотя я мужественно держалась на высоте положительных эмоций, не давая ни малейшего повода детям заподозрить меня в расстройстве, но это стоило мне огромных усилий.

… на небольшом участочке, доступном для паломников, помимо них самих был огромадный некрополь

Вся остальная территория была тщательно огорожена и перекрыта. Понимая и уважая молитвенные традиции, все же была неприятно удивлена — таки-то не один десяток монастырей за плечами и далеко не в качестве туристических или паломнических поездок.

Бывало даже пожить и потрудится во славу Божию трудницей в разных обителях. И во всех без исключения монастырях есть территории закрытые для любопытствующих.

Но в Оптиной пустыне практически впервые увидела духовное царство так интенсивно и так добротно забаррикадированное от мирян!

К тому же, чрезвычайно зажиточное и с по-барски обустроенным бытом… Как-то, что видлось из-за заборов никак не корреспондировалось с монастырем! Если бы не фигуры монахов то там, то сям, было бы полное ощущение, что, эта обитель, пожалуй, больше похожа на очень ухоженную усадьбу или богатое поместье!

Безусловно, это вначале вызвало недоумение и расстройство! Не самое возвышенное настроение усугубляло то, что все храмы после служб закрывались на уборку и обед один за другим!

И перед нашим носом, по сути, везде довольно недружелюбно захлопывали двери — идите, мол, в работающий храм.

Это при условии, что мы рано выехали из Москвы и нигде не останавливались даже на срочные нужды, благо они не возникали. А что же говорить про тех людей, кто рано не встает и быстро не ездит. Они что вообще приезжают к замурованным вратам обители.

Человеку, впервые оказавшемуся в Оптиной пустыни не просто ориентироваться, в какой из шести работающих храмов надо поспешить, чтобы успеть на службу и при этом ещё заказать требы. И ни одна из выпроваживающих нас из храмов особ, не подсказала и даже не утрудила себя хотя бы махнуть в том направлении, куда нам идти, даже на все наши убедительные просьбы

Толпы неорганизованных паломников, как мы, в этот день и в это время мыкались по небольшой неогороженной части монастыря в поисках работающего храма! Мы уже даже сдружились и те, кто первыми получили отворот поворот, показывали жестами последующим, что, дескать, народ, и отсюда вас тоже нагонят! Так последние становились первыми, потом снова наоборот!

Небось, презабавное зрелище мы представляли для организованных групп, где их духовники по совместительству были экскурсоводами! Но все эти паломники были такие важные и одухотворенные, что куда там кому из них было отвлечься от богдухновенного слова своего наставника — экскурсовода, чтобы указать нужное направление всей нашей неприкаянной толпе

В итоге, путем наития, мы откололись от мытарствующего по монастырю люда, и прибились к храму Владимирской иконы БМ, где успели таки-то застать тоже уже заканчивающуюся службу!

Он был самым поздним и самым последним перед длительным перерывом. И служащая за церковной лавкой громко и властно приказала не занимать очередь! Народ, ропща, стал покидать (насиженные) настоянные места. Но не мы! Не на тех нарвалась: не для того мы ехали из самой из Московии несколько часов к ряду, чтобы просто побродить по монастырскому кладбищу!

Кстати, пару слов о нем! Любой монастырь имеет свой некрополь — это святое дело — молится неусыпно о тех, чья бренная жизнь закончилась в стенах обители! Для мирян, быть похороненному внутри монастырской ограды — великая заслуга! Для этого он должен всячески проявиться, как щедрый благодетель онной обители и сделать не мало пожертвований по случаю и без для братьев или сестер!

Можно и не много и не щедро, а сделать единственный дар, но уникальный в своем роде и тогда о благополучии вашей души будет молиться вместе с монашествующими и вся паства! Но чтобы покоиться на монастырском кладбище, тут, как ни крути, надо расстараться!

Так вот, некрополь Оптиной Пустыни прямо удивил своим изобилием благодетелей мирского происхождения… Практически, Оптина Пустынь превратилась в одно большое кладбище!

За всю мою богатую историю паломничества и работ в разных монастырях трудницей подобное неприятное ощущение при созерцании монастырского некрополя накрыло меня только один раз. И случилось это в Давидовой Пустыне!

Ну там его следовало ожидать, так как обитель была восстановлена и раскручена на средства «братков» в лихие 90-е, то их помпезные надгробия не знают себе равных, наверное, во всем православном мире! И уж слишком нелепо смотрится этот безвкусный китч на монастырском кладбище!

Как-то уже очень показались мне некоторые из них соревнующимися с Давидовым некороплем…

Если мирские могилы в Новодевичьем и Донском монастырях в Москве вызывают трепет и благоговение только от прочтения фамилий великих меценатов прошлого! Не говоря о том, что произведения искусства на надгробиях заставляют пережить подлинное восхищение и проникнуться остротой момента о смысле жизни, предназначении её и кто ты? И зачем пришел в этот мир? Произвести переоценку ценностей перед лицом вечности и …

Но здесь? Я никак не ожидала столь суетного и какого-то меркантильного настроения прихожан и паломников! Все кого я обгоняла или чьи обрывки фраз доносились до моих ушей, можно в итоге разделить на две категории по сути содержания: интересно, сколько стоит это надгробие? И сколько стоит похорониться тут?

Какая-то липкая неприятность залила меня внутри, хотелось побыстрее покинуть это святое место, куда так много лет я стремилась. И …омыться, в любом источнике или хотя бы принять душ! Дети на удивление испытывали абсолютно аналогичные ощущения

К тому же, во всех храмах установился длительный перерыв на обед, аж до 15–30! Все попытки переждать этот длительный тихий час в какой-нибудь монастырской едальне тоже не привели к успеху. Я было заикнулась о поиске св. источника Пафнутия Боровского, но дети уже так сильно жаждали покинуть это странное место, что я не стала ни на чем наставивать!

Так было решено не терять времени даром и поискать возвышающих молитвенных состояний в других обителях этого плодородного на монастыри края!

Благо, рядом с Оптиной Пустынью располагается, окормляемый ею же, женский монастырь в Шамордино, Тихонова Пустынь и Свято-Успенский монастырь в Горячево (альбомы о каждом из них выложу вобязательно).

Последний находится ещё только в зачаточном состоянии своего восстановления, но уже вызывает трепет и восторг своей атмосферой служения делу Божию!

Так что эту паломническую поездку мы таки-то закончили на высоких вибрациях, больше ни в одной из обителей не пережив никаких негативных не только эпизодов, но и даже мыслей!

P. S. Этот уникальный для меня опыт, я восприняла, как испытание Оптиной пустынью! Бывает так, что святые места не принимают! У меня в православном мире такое случилось впервые. Так что наша дружба со Свято-Введенским ставропигиальным мужским монастырем — Оптиной Пустынью, видимо, ещё впереди!

Мужской монастырь Оптина Пустынь, Козельск – отзыв

Оптина Пустынь. Место наполненное благодатью. Место, где ты можешь поговорить с Богом и он тебя услышит, а ты услышишь себя.

Здравствуйте!

Скитаясь по свету и напитываясь разными эмоциями, я по крупинке их достаю из задворок своей памяти и перебираю словно ценности свои воспоминания из шкатулки с драгоценностями. Некоторые моменты уже давно переложены в отзывах, некоторые остались на фотографиях, какие-то перекочевали в рисунки а какие-то остались только в моём сердце.

Я постоянно куда то еду, лечу, иду, бегу. Мне сложно находится на одном месте, ощущение что в моей сущности цыганская кровь, которая так и тянет меня на поиски и приключения и зовет в дорогу.

Объездив полмира, не побоюсь такого громкого утверждения, я совсем забыла о том, что рядом с мной, всего лишь в 45 минутах езды есть настоящее место силы. Есть место с чистой энергетикой. Место, куда приезжают паломники не только с разных уголков нашей Родины, но и прилетают из других стран, чтобы только прикоснуться к этой волшебной энергетике и вдохнуть этот воздух.

Мужской монастырь Оптина Пустынь.

Как добраться:

Москва-Козельск, Калуга-Козельск – автобусы ходят по расписанию. Также в церквях организуют групповые туры сразу в монастырь.

Обратно мы ехали на автобусе, который отходит прямо из монастыря в 12.00 Оптина пустынь-Москва с заездом в Калугу и Обнинск.

Также можно доехать на машине.

История монастыря.

Точное образование монастыря неизвестно. Есть только предпосылки, что Оптина Пустынь

монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками.

По другой версии ее основал

покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской.

обитель была общей для монахов и монахинь — а таковые ранее носили название Оптиных.

Храмы Оптиной.

Сам комплекс состоит из нескольких храмов, в которых идут богослужения в разное время.

Введенский собор

Год строительства 1750 по 1771 год.

В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни.

Центральный храм, в нём находится Казанская икона Божией Матери. Здесь было самое раннее богослужение, когда мы приехали. Внутри находилось очень много народу , но верующие могли стоять и рядом с храмом Мне было просто легко и приятно стоять на улице прислонившись к стенам и слушать песнопения монахов.

Внутри меня разливалось такое спокойствие и и мысли словно чистые ручейки текли спокойно . Как пишет один из Оптиных старцев:

Как хорошо бывать в храме, слушать священные молитвы, песнопения и псалмы! Какая глубина сокрыта в псаломских и других священных изречениях! Конечно, за чтецом нельзя все сообразить, но даже если одна мысль западет, и то хорошо.

Да, я не понимала всех слов, но голоса я слышала и они были очень мелодичные и чистые. Мне особенно понравилось, что я могла быть наедине с собой и своими мыслями, меня никто не дергал и не вздыхал рядом, не толкал. Я была одна наедине с Богом. Обычно внутри церкви я начинаю раздражаться, т.к. впереди кто-то кланяется и толкает меня попой или рядом пихает или дышит, я уже не слышу песнопений и не могу думать ни о чем кроме того, что раздражаюсь. Тут было не так. Я до сих пор помню то спокойствие и умиротворенность, которую я получила от молитвы, стоя возле стены храма на улице в лучах восходящего солнца под кронами могучих деревьев.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери

Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма.

Храм Преображения Господня

Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году.

Храм в честь преподобного Илариона Великого

Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Этот храм достаточно новый, его построили в 2000 году на территории подсобного монастырского хозяйства.

Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Этот храм является передвижным и устанавливается в Оптиной пустыни там, где идут сезонные полевые работы.

Вся территория очень ухоженная и утопает в цветах и их ароматах.

Прогуливаясь по дорожкам ты постоянно вдыхаешь этот аромат и чувствуешь как кружится голова. Можно посидеть на лавочке возле любого храма и побыть наедине со своими мыслями. здесь никто не кричит, не бегает. Очень спокойно, тихо и уютно.

Действительно подойдет такое слово как благодать

за территорией комплекса есть святые источники и оборудованные купельни.

Прогуливаясь среди могучих сосен, ты понимаешь, что всего лишь песчинка в этой жизни. И твоя жизнь это вспышка в вечности.

Дойдя до берегов реки Жиздра мы искупались в купельных и посмотрели на реку

Здесь очень приятная атмосфера, чувствуешь единение с природой. Вся сута отпускает, ты расслаблен и счастлив и вот тут ниоткуда выходит “блаженная” и поздравляет с праздником и вас тоже с праздником. Не подадите? Подам отчего же не подать? А какой праздник то сегодня спрашиваю. – Не знаю, тут каждый день праздник. Открываю кошелек и понимаю, что у меня только крупные прошу мужа поискать рублей 100, на что блаженная просит нет мне лучше крупнуююююю. Ох, конечно я не против вам подать крупную, но вы даже праздник какой сегодня не знаете, зато кошелек мой оценили..

Это самый неприятный момент, т.к. нищенок и просящих тут много и они везде не только возле стен храма, но и в лесу и на остановке и возле купелен. Везде.

В остальном место мне очень нравится, оно наполнено особенной силой и особенной энергетикой. Мне действительно тут спокойно и легко. Я вспоминаю своего отца, который не верил в Бога, но перед самой смертью привез нас с мамой и братом именно сюда и как он был счастлив. А потом повез нас в Шамордино и мы пили вкусный чай после того как искупались в источниках. Именно после посещения Оптиной Пустыни он надел на себя крест, который лежал больше 25 лет на полке и именно здесь у меня было ощущение, что я гуляю снова с ним по этим дорожкам и вдыхаю аромат роз.

Илья Леонов
Меня зовут Илья, и я автор этого блога! Мне 37 лет, живу в г. Санкт-Петербург, воспитываю сына. Я простой путешественник - люблю туризм и хочу делиться с читателями интересными местами нашей планеты :)
Оцените автора
Дневник Туриста
Добавить комментарий