Массандровский дворец в Крыму – описание, фото, история и отзывы

Массандровский дворец – кусочек царской роскоши в Ялте

Массандровский дворец в Ялте

Массандровский дворец расположен в Крыму, на северо-востоке от Ялты, около небольшого поселка Массандра. Это один из лучших архитектурных памятников Южного берега Крыма.

Дворец Александра III, сказочный замок посредине леса, привлекает своей легкостью и изяществом. Здание четко вырисовывается островерхой крышей на фоне покрытых лесом гор.

История Массандровского дворца

История дворца загадочна и любопытна. Инициатором строительства был князь Семен Михайлович Воронцов. Боевой генерал, участник военных походов, он на старости лет решил завести собственные апартаменты в красивом и теплом месте.

К возведению Массандровского ансамбля приступили в 1881 году. Через год работы пришлось прекратить из-за ухода владельца в мир иной. Недостроенный дворец наследники Воронцова продали императорской семье.

Дворец Александра III

С 1889 года начинается история Массандры как императорской резиденции. Царь поручает достроить дворец крупнейшему русскому архитектору Максимилиану Егоровичу Месмахеру.

Архитектор до неузнаваемости преобразил дворец, превратив аскетический рыцарский замок в сказочный терем. Под его руководством построили третий этаж, фасад сделали более пышным при помощи декоративных элементов.

Открытые галереи, витые лестницы, шикарные балконы и террасы придали строению презентабельный вид. Также были отделаны внутренние помещения, облицованы плиткой парковые дорожки и лестницы.

Месмахер выбрал для царского дворца стиль раннего барокко времен Людовика XIII. Проект предполагал постройку флигелей, работа продвигалась быстро, но неожиданная смерть Александра III прервала строительство.

По желанию сына Николая II в память об отце дворец был достроен и сохранил его имя. Особого же интереса к Массандре молодой царь не проявлял, лишь иногда останавливаясь здесь для отдыха после охоты. Новый дворец так и не был обжит.

В трехэтажном здании были построены только спальни императора и императрицы, их кабинеты, несколько комнат для отдыха и помещения для прислуги.

Дворец очень компактный, он предназначался только для отдыха императорской семьи. В нем нет ни огромного бального зала, ни больших комнат для приемов. Царское семейство наведывалось во дворец, но ни разу не оставалось там на ночлег.

Назначение в советский период

В советское время в течение 12 лет дворцовый комплекс служил туберкулезным санаторием. После Великой Отечественной войны в нем обустроили институт виноградарства. Дворец облюбовала партийная верхушка, и с 1948 года он служил тщательно охраняемой резиденцией для генсека КПСС. Здесь отдыхали Сталин, Хрущев, Брежнев.

После присоединения Крыма к России в 2014 году дворец передан под административную ответственность Управлению Делами Президента Российской федерации. 1 июня 2017 года на территории Массандровского дворца торжественно открыли бюст императора Александра III работы скульптора А.А. Аполлонова.

После распада СССР здание превратилось в достопримечательность и является филиалом Алупкинского дворцово-паркового музея. Сейчас в залах восстановлены исторические интерьеры, выставлены подлинные экспонаты семейства Романовых.

В музее находятся уникальные предметы быта: камин из цельного куска коричневого мрамора, люстра ручной работы, мебель из красного дерева, зеркала изначального интерьера. Во дворце и теперь так же уютно, как и 100 лет назад. Миллионы туристов со всего мира посещают ежегодно сказочный дворец-музей.

Архитектура дворца

Массандровский дворец возводили из природного камня теплых желтовато-коричневых оттенков. Внешний вид его завораживает изящностью и сказочной красотой.

Трехэтажное здание с множеством декоративных внешних деталей венчает пирамидальная крыша. Стреловидное завершение башен, высокие каменные трубы придают строению устремленность ввысь. Дворец кажется легким и изящным.

Западный фасад обрамляется открытыми террасами и галереями, балюстрадами и витыми лестницам с ажурными решетками. Дополняет композицию разноуровневая фигурная кровля, мансарда, каменные фронтоны с резьбой, вазы.

Каменные резные колонны с факелообразным завершением предназначены для световых фонарей. В отделке фасадов архитектор применил метлахскую керамическую плитку. В интерьерах – витражи, живопись по стеклу, выжигание по дереву с подкраской.

Гармонично соединенные элементы архитектуры и изобразительного искусства создают неповторимый облик в оформлении дворца.

С восточной стороны здания – подпорная стена, построенная с практической целью, чтобы оползни и потоки воды, сходящие с гор, не разрушили дворец. Украшенная нишами, вазами, высокими колоннами, статуями и фонтанами, она гармонично вписывается в дворцовый комплекс. Даже высокая труба «кочегарки», стилизованная под минарет, гармонирует с узором изразцовой крыши.

Вся поверхность стены живописно выложена метлахской плиткой, украшена декоративными узорам, ее красота манит взгляд, очаровывает.

Кровля выложена чешуйчатым графитным шифером. Вокруг дворца были установлены 29 скульптур. Среди них статуи Цезаря, Софокла, Эсхила, а дальше скульптурный ряд продолжают сатиры и химерные драконы.

Сатиры – демоны плодородия, все они разные, и каждый изображен играющим на своем инструменте. Задача химер – отгонять злых духов, поэтому все они очень серьезные и сосредоточенные.

Церковь императора

Напротив дворца – восьмиугольный бассейн с фонтаном и золотыми рыбками. От бассейна к дворцу ведет широкая лестница, которую «охраняет» женщина – сфинкс, тело животного с верхней частью молодой девушки.

Лестница в форме полукруга приводит к дороге, ведущей в храм, который возродил граф Воронцов. Новый храм оригинально смотрелся на фоне густого леса. Его колокольню тоже разместили на ветвях старого дуба.

Вековые грабы, развесистые дубы и небольшой белоснежный храм заставляли задуматься о вечности. Освятили его в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Из-под алтаря церкви вытекал источник, который образовал небольшой водоем, украшенный иконами. Храм посещали члены императорской семьи. После революции храм снесли, многовековые дубы срубили, а источник высох.

Интерьер дворцовых палат

В оформлении внутреннего убранства дворца сказались вкусы заказчика – Александра III.

Крупный и рослый мужчина, царь лучше чувствовал себя не в больших парадных апартаментах, а в маленьких уютных комнатах. Поэтому все они были небольшие с невысокими потолками. Каждая из комнат неповторима и оригинальна.

Атмосфера уюта и тепла царит везде:

  • Просторный вестибюль с толстыми стенами, арками, узкими окнами
  • Строгая приемная императора с дубовыми панелями, с объемной резьбой. на дверях.
  • Бильярдная, украшенная картинами известных художников.
  • Приемная императрицы с лепниной на высоком потолке, зеркалом-трюмо и встроенным книжным шкафом.
  • Торжественный кабинет царя с портретами членов семьи.
  • Кабинет императрицы, украшенный фарфоровыми вазами и камином из коричневого мрамора.
  • Интимная опочивальня с резными шкатулками императрицы.
  • Уютная парадная столовая с камином, изящным столовым сервизом и встроенным в стену буфетом.
  • Нарядная праздничная гостиная императрицы, очень уютная, без помпезности.
  • Изящная винтовая лестница, ведущая на второй этаж.

Внутреннее убранство комнат очень красивое, их отделкой занимались лучшие мастера того времени.

Согласно моде, архитектор при убранстве комнат использовал разные породы дерева: дуб, орех, клен, красное дерево. Холлы и коридоры украшены изразцами. Все двери – олицетворение искусства выжигания панно по дереву.

Расписные и лепные потолки, резные панели, резьба по мрамору, красная медь в обшивке каминов, витражи, живопись по стеклу – все это создает особую атмосферу уюта, домашнего тепла.

Приглушенный мягкий свет, льющийся сквозь цветные стекла дверей, вызывает чувство покоя. Массандровский дворец предназначался для семейного отдыха без присутствия посторонних.

Задуман и построен дворец по последнему слову инженерной мысли – динамо-машина и мощный котел снабжали царский двор электроэнергией и теплом.

Придворцовый парк

После окончания строительства на территории имения заложили парк. На площади в 42 га растет более 150 видов зеленых насаждений. Обустройством садового комплекса занимался знаменитый немецкий садовник Карл Кебах. В 1822 году на месте грабового леса он заложил парк в английском стиле.

Парк формировался постепенно – местные дубово-грабовые леса ежегодно заменяли привозными экзотическими деревьями и кустарниками. Массандровский парк состоит из трех последовательно снижающихся уровней с секвойями-великанами и цветочными склонами по сторонам. Композиция дворца и парк создают уникальный неповторимый ансамбль.

У самого дворца – газоны, цветники и невысокие кустарники. Все клумбы придворцового пространства засажены розами, наполняющими воздух пьянящим ароматом.

На территории растут разные виды роз, есть сад ароматов, где размещены душистые розмарин, лаванда, мелисса, шалфей, бархатцы. Уникальные столетние кедры дарят прохладу и тень.

Цветочные насаждения плавно переходят в сенокосный луг. Зеленое раздолье обширными полянами взбирается к самому подножию гор.

А дальше – лиственные леса чередуются с сосновыми. В лесу проложили дорожки, устроили аллеи, обрамленные лавровыми кустами, разбили цветники.

Парк поражает множеством экзотических насаждений. Здесь прекрасно уживаются можжевельники, кедры, бамбук, кипарисы, средиземноморские сосны. Фруктовые деревья: фиги, лимоны, апельсины, маслины – все свидетельствует об особенности парка. Радует глаз самшит, тис ягодный, пиния, катальпа, мускатный шалфей.

Сейчас это один из лучших ландшафтных парков площадью 42 га. Атмосфера уюта, тепла и отдыха постоянно присутствует в сказочном тереме – Массандровском дворце государя Александра III.

Массандровский дворец в Крыму – воплощение оригинальных архитектурных стилей XIX века

Адрес: Россия, республика Крым, посёлок Верхняя Массандра
Начало строительства: 1881 год
Окончание строительства: 1902 год
Архитектор: Этьен Бушар, Месмахер Е.М.
Координаты: 44°31’01.7″N 34°12’09.6″E

Краткая история

Массандровский дворец в Крыму – один из лучших памятников древней архитектуры, который, несмотря на свой солидный возраст, остается привлекательным и по сей день.

Изначально он не принадлежал царской семье Романовых – в XIX столетии мысль о строительстве необычного дворца посетила князя Воронцова. Желая иметь собственное имение, возведенное в модном французском стиле «Возрождение», он заказал проект строительства дворца, названного впоследствии Массандровским, архитектору-французу Этьену Бушару. Зодчий должен был разработать проект нового здания так, чтобы оно стало воплощением стиля короля Людовика XIII.

Главный фасад дворца

Подбирая местность для возведения дворца, Воронцов остановился на Верхней Массандре. Здесь его внимание привлекли величественные гроты, живописные скалы, кристально чистые источники. Свое новое имение на этом фоне он представлял в виде средневекового замка, особенностью конструкции которого должны были стать 2 башни круглой формы. Такая работа оказалась несложной для архитектора Бушара и он в 1881 году с удовольствием взялся за выполнение княжеского заказа. Однако через год строительство будущего Массандровского дворца на территории полуострова Крым пришлось прекратить – Воронцов умер. В незаконченном виде 2-этажная постройка с подвалами простояла 7 лет, но, наконец, она была приобретена семьей Романовых для Александра III (1889 г.).

Теперь всеми строительными работами заведовал архитектор Месмахер. Он не стал изменять изначально задуманный стиль дворца и не нарушил его размеры, однако первоначальный проект зодчий все-таки немного подкорректировал.

Задний фасад дворца

Применяя свое мастерство по декоративной отделке зданий, мастер сделал дворец просто сказочным, украсив его орнаментами, балконами, скульптурами и прочими архитектурными элементами. Прекрасным дополнением ансамбля Массандровского дворца стал парк с множеством цветников и аллей, разбитый на территории старого леса. Теперь эта местность, на которой ранее встречались только грабы и дубы, пополнилась множеством насаждений – от обычного можжевельника и хвойных деревьев до экзотических растений.

Месмахер трудился над перестройкой бушаровского замка с 1892 по 1902 годы. Чтобы не нарушать проект своего предшественника, старое маломерное здание он увеличил следующим образом. Полезную дворцовую площадь зодчий добавил за счет дополнительных террас, галерей, балконов, лестниц и некоторых пристроек. Например, на 1-м этаже дворца он дополнил площадь вестибюля, а на 2-м пристроил прихожую и обустроил нишу в кабинете императора. Некоторым изменениям подверглись и ванные комнаты, предназначенные для членов царской семьи. Так, ванная Императора была обложена голландской керамической плиткой, а ванная его супруги была отделана красным деревом.

Главный вход во дворец

Всю мебель украшали изящные росписи сложной техники. Однако самым значительным переменам подвергся южный фасад Массандровского дворца – одноярусную башню заменила трехъярусная, венцом которой стала золоченая фигурка двуглавого орла, отлитая мастером Рейтардтом В.К.

Что касается внутренней планировки комнат, изменения ее почти не коснулись – добавилось лишь множество дверей, но неспроста, ведь они обеспечивали более удобное пользование жилыми комнатами. Во дворце их было немного, а шикарные апартаменты и парадные залы в нем вообще отсутствовали, поскольку Массандровский дворец в Крыму царской семье был нужен только для отдыха. Украшениями всех миниатюрных комнат с низкими потолками служили камины, изготовленные из мраморовидного известняка. За отопление и вентиляцию в комнатах отвечала сеть труб и каналов, проведенная в старых стенах замка. Дабы защитить строение от сырости, его пришлось обвести с обеих сторон дренажной канавой, а фундаменты для их крепости обложить изолирующими бетонными стенами.

Круглая башенка на восточном фасаде дворца

Чтобы задать внешнему облику дворца праздничный тон, его наружные стены украсили орнаментами, гирляндами и капителями, вытесанными из камня. А все старые наружные украшения были сняты и переделаны в соответствии с новыми шаблонами, после чего они вновь заняли свои места. И все это благодаря умениям еще одного мастера – друга и помощника Месмахера по фамилии Вегенер О.Э. Подписывая договор о перестройке Массандровского дворца, Месмахер сразу же настоял на участии в проекте своего помощника и доверил ему все работы. Впоследствии Управляющий Массандрой сдал отчет в Департамент уделов и доложил, что благодаря стараниям Вегенера были сэкономлены десятки тысяч денежных средств Его Величества.

Изменения в проекте строительства Массандровского дворца

Выполнение работ шло по плану, и Александр III был доволен. Полностью положившись на мастерство Месмахера, он лишь давал ему некоторые указания по поводу внутренней отделки дворцовых помещений. Но вот в самый разгар работ из Главного управления уделов поступило распоряжение о том, что в связи со смертью великого императора Александра Александровича план строительства Массандровского дворца в Крыму следует скорректировать так, чтобы здание просто было завершенным и снаружи, и внутри.

Балюстрада на западном фасаде дворца

Никаких больших пристроек, кухонь и конюшен строить не нужно – достаточно лишь соорудить сторожевой дом для человека, которому будет вменено в обязанности слежение за порядком в помещениях дворца.

Как бы там ни было, а строительно-отделочные работы постепенно близились к концу. Если ранее детище Этьена Бушара казалось суровым, то под руководством Месмахера и Вегенера оно преобразилось до неузнаваемости. Чтобы сооружение полностью соответствовало духу того времени, было решено снять с него старую серокаменную облицовку, а вместо нее обложить наружные стены метлахской плиткой светло-желтого оттенка. Архитектор предполагал, что на таком фоне будут хорошо смотреться блоки руста и картуши, изготовленные из известняка. И он не ошибся – такие украшения гармонично дополнили облик Массандровского дворца. В итоге здание получилось более декоративным и живописным, что полностью соответствовало требованиям архитектуры уходящего XIX столетия. Сочетание средневековых деталей с модными на тот момент барочными и ренессансными элементами дало новый интересный результат: Массандровский дворец в Крыму соответствовал французскому стилю раннего барокко.

Вид на южный фасад дворца

Однако полностью закончить планируемые работы Месмахеру не удалось. Из-за внезапной смерти Александра III некоторые работы пришлось отменить. В частности, остался неоформленным 3-й этаж, оказались ненужными запасы обивочной ткани, а мастера не успели закончить работы по изготовлению мебели и разной хозяйственной утвари. Остался невостребованным и проект по перестройке корпуса машинного отделения, расположенного недалеко от дворца. Все его флигели были оформлены по-разному и были привлекательны в силу необычной архитектуры, но Месмахер планировал машинное отделение заменить масштабным хозяйственным корпусом, и выстроить его так, чтобы здание получилось многообъемным и разновысотным. Для удобного размещения всех необходимых служб архитектор планировал дополнить корпус башнями и мансардами. Из-за смерти Александра III этот проект мог остаться невыполненным, ведь Управление уделов вновь выдало распоряжение о прекращении строительства дополнительных конструкций. Однако архитектор настоял на продолжении выполнения работ по перестройке машинного отделения, поскольку дворец не должен был оставаться без отопления.

Балконы, террасы на фасаде дворца

Еще одним доводом в пользу обновления машинного корпуса было проведение электрического освещения в комнаты дворца, поэтому требовалось специальное помещение под паровой котел и динамомашины. И руководители Управления уделов учли эту рекомендацию Месмахера и разрешили ему обустроить машинный корпус в соответствии со всеми нуждами Массандровского дворца.

Не скованный никакими требованиями, Месмахер и разработкой проекта, и строительством здания машинного отделения занимался самостоятельно. Архитектор не пожелал следовать стилю Людовика XIII и возвел новую постройку в стиле модерн, применив новые материалы и способы оформления: витражи, керамическую плитку, майоликовые изразцы, живопись по стеклу, акварельные панно и др.

Оформление придворцового парка

Помимо разработки проектов по строительству Массандровского дворца и машинного отделения, Месмахер участвовал и в работах по обустройству придворцовой части парка. Результатом его труда стал французский парк с террасами, спускающимися каскадом. Верхняя и нижняя террасы были заняты цветочными партерами, а средняя – бассейном интересной формы. Сразу за террасами располагались сенокосные луга, а вслед за ними – фруктовые сады.

Скульптура Сфинкса на территории Массандровского дворца

В общей сложности территория парка заняла 1,5 десятин, и вся она была украшена разнообразными скульптурами. Ниша на 2-м этаже, подпорные стены, балкон и местность, окружающая дворец, были просто заставлены статуями (всего – 29 фигур, изображающих философов и божеств и изготовленных из гипса и искусственного камня). Кроме того, на территории парка было установлено 6 шикарных декоративных ваз.

К сожалению, многие скульптуры не сохранились до наших дней, поскольку не все они были изготовлены из прочных материалов, а некоторые из них были утрачены во времена советской власти. Сегодня ценители древнего искусства могут увидеть лишь 3 пары скульптур – 2 дракона-химеры, 2 сатира и 2 сфинкса.

Использование здания Массандровского дворца в советские времена

В разные годы Массандровскому дворцу в Крыму доводилось исполнять роль учреждений разнообразного назначения. В довоенные годы его здание использовалось как санаторий-профилакторий, предназначенный для больных туберкулезом. Впоследствии романтический замок превратился в институт виноделия под названием «Магарач», но с 1948 года дворец нашел более достойное применение – теперь он превратился в дачу «Сталинскую», принимавшую на отдых советских правителей.

Западный фасад дворца

Наконец, летом 1992 года шикарный Массандровский дворец перевоплотился в музей, посетители которого могут ознакомиться с экспозицией дворцового интерьера (она расположена на 1-м и 2-м этаже). А в залах 3-го этажа все желающие могут полюбоваться стационарными выставками.

МАССАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ (Дворец Александра III в Массандре), Крым, Большая Ялта (часть 2)

В оформлении дворца, возможно, в какой-то степени сказались вкусы заказчика – Александра III. Этот крупный, рослый мужчина, которого часто называли “русским богатырем”, по отзывам современников, лучше чувствовал себя не в больших парадных помещениях, а в маленьких уютных комнатах. Архитектор Мемахер придал свой собственный выразительный художественный образ, соответствующий той или иной эпохе французской архитектуры: романской, готической, барокко, рококо, классицизма. При жизни Александра III его живописная коллекция произведений искусств была размещена во всех царских дворцах: Александровском (Царском Селе), Аничковом, Зимнем, Гатчинском, в Коттедже (Петергофе), в Спале (Польша), в Беловеже (Белоруссия). Картинами он хотел наполнить и Массандровский дворец. Но это, к сожалению, осталось только в проектах. С 1947 по 1989 годы дворец использовался как государственная дача, а в 1992 году открылся музей, который стал филиалом Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника.

Массандровский дворец. Часть 1. Замок эпохи Людовика XVI.
Массандровский дворец. Часть 2. Интерьеры дворца.
Массандровский дворец. Часть 3. Выставка “Искусство эпохи соцреализма. Живопись и скульптура 1930-х – 1950-х гг.”.
Массандровский дворец. Часть 4. Старые фотографии и карты Массандры.

Дата фотографий: 2014 год, 3 июля.

При создании экспозиции сотрудники Алупкинского дворца-музея старались по возможности точно воссоздать интерьеры дворца согласно замыслу архитектора Месмахера и сделать их такими, какими они могли бы быть при жизни Романовых.

Для создания экспозиции сюда отобрали из фондов Алупки произведения живописи, графики, фотоматериалы, мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, соответствующие стилевым особенностям дворца. Некоторые экспонаты когда-то принадлежали императорской семье и находились в их южнобережных имениях. Часть произведений поступила в Алупку в 20-30-х годах из Государственного музейного фонда и крупнейших музеев Москвы и Петербурга.

Музей знакомит с искусством дворцового интерьера второй половины XIX века. Сохранившаяся богатая декоративная отделка помещений дворца позволила создать такую экспозицию. Согласно моде того времени, в оформлении интерьеров дворца использованы элементы самых различных стилей. Архитектор применил разные породы дерева – дуб, орех, клен, красное дерево. Холлы и коридоры украсили красочные изразцы, все двери представляют собой настоящие панно, набранные методом интарсии или в технике выжигания по дереву. Расписные и лепные потолки, резные панели, мрамор каминов в сочетании с красной и желтой медью, витражи, живопись по стеклу, – все это составило великолепный убор комнат, каждой из которых архитектор придал свой собственный выразительный художественный образ, соответствующий той или иной эпохе французской архитектуры: романской, готической, барокко, рококо, классицизма. Та гармония, которая достигнута в художественном их оформлении, создает особую атмосферу уюта и комфорта, домашнего тепла.

Переходя из одной комнаты в другую, попадаешь то в строгую приемную императора, то в торжественный его кабинет, то в интимную опочивальню или же в нарядную и праздничную гостиную императрицы.

В оформлении дворца, возможно, в какой-то степени сказались вкусы заказчика – Александра III. Этот крупный, рослый мужчина, которого часто называли “русским богатырем”, по отзывам современников, лучше чувствовал себя не в больших парадных помещениях, а в маленьких уютных комнатах. Ему, любящему все русское, нравилась отделка деревом: вызывала ассоциации с русскими рублеными избами. Месмахер постарался в декоре комнат использовать разные материалы и разные художественные техники, чтобы удовлетворить эстетический вкус императора.

Один из искусствоведов так говорит о художественных пристрастиях Александра III: “Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной историографии сложился образ этого императора, как человека жесткого, консервативного, он обладал тем не менее широкими художественными вкусами и пристрастиями: играл на музыкальных инструментах, любил театр, был художником-любителем, брал уроки живописи (его наставником стал Алексей Петрович Боголюбов). Александр III коллекционировал произведения искусства, посещал почти все художественные выставки, выписывал журналы по искусству. Особый интерес он питал к керамике и живописи, в основном современной, отдавая предпочтение произведениям художников русской, датской и французской школ. ” Только произведений прославленного Карла Брюллова в его собрании было сыше 30. В его коллекции было много работ Айвозовского, Боголюбова, Васнецова, Тропинина, Репина, Венецианова и многих других русских художников первой и второй половины XIX в.

При жизни Александра III его живописная коллекция была размещена во всех царских дворцах: Александровском (Царском Селе), Аничковом, Зимнем, Гатчинском, в Коттедже (Петергофе), в Спале (Польша), в Беловеже (Белоруссия). Картинами он хотел наполнить и Массандровский дворец. Но это, к сожалению, осталось только в проектах Месмахера. В архивных документах мы читаем: “в бильярдной 17 крюков для картин”, в кабинете Его Величества – 14. “

После неожиданной смерти Александра III некоторые не только строительные, но и отделочные работы были отменены: не успели изготовить мебель и прочую утварь, оставалась неиспользованной обивочная ткань, проектировавшаяся для затяжки стен, не выполнен гобелен для кабинета императрицы и картина из изразцов для ее ванной комнаты, не получил декоративного оформления III этаж, предназначавшийся для детей. Но и в таком виде дворец представляет большой интерес.

Продолжение рассказа в третьей части.

Ссылки

Д.Тарасенко. Южный берег Крыма. 2006
В.Ф. Нейенкирхен, А.С. Моисеев. Крым. Путеводитель. 1914
О.Ю. Захарова. Светлейший князь Воронцов. 2004

Илья Леонов
Меня зовут Илья, и я автор этого блога! Мне 37 лет, живу в г. Санкт-Петербург, воспитываю сына. Я простой путешественник - люблю туризм и хочу делиться с читателями интересными местами нашей планеты :)
Оцените автора
Дневник Туриста
Добавить комментарий