Метро Самары
Открытие метрополитена в Самаре состоялось 25 декабря 1987 года. Самарский (до 1992 года Куйбышевский) метрополитен имя Алексея Андреевича Росовского, который в 1965—1982 гг. был председателем Куйбышевского горисполкома, фактически градоначальником. Именно благодаря его усилиям началась работа по строительству метро в городе.
По состоянию на 2023 год Самарское метро состоит из единственной (красной) линии протяженностью 11,6 км и 10 станций. В электродепо «Кировское» обслуживается 46 вагонов.
Годовой пассажиропоток — около 13 млн человек. В среднем за сутки Самарский метрополитен перевозит 36 тысяч пассажиров.
Метрополитен представлен в Советском (5 станций), Октябрьском (2), Железнодорожном (2), Промышленном (1) районах. При этом до центральных достопримечательностей Самары еще 3 км от ближайшей станции — «Алабинская».
Все станции Самарского метрополитена — мелкого заложения, за исключением станции «Юнгородок», которая представляет собой наземную платформу.
Самарское метро — самое короткое в России по длине сети. При этом количество станций в Самаре на одну больше, чем в Екатеринбурге.
На станциях размещены пункты продажи жетонов и терминалы подключения и пополнения транспортных карт. Для проверки баланса транспортной карты установлены модули индикации остатка. Также установлены банкоматы «Сбера», «ВТБ-24», «Промсвязьбанка» (в зависимости от станции).
На платформах «ловит» связь мобильных операторов «Билайн», «Мегафон», «МТС». Можно воспользоваться их же мобильным интернетом.
В эксплуатации Самарского метрополитена находится 18 эскалаторов (включая три остановленных) на четырех станциях.
Станции метро Самары
Работы по строительству метрополитена начались в 1980 году. Подготовительный этап по экономическому обоснованию, проектированию и инженерно-строительным изысканиям занял три года, начиная с 1977-го. Первая свая была забита на строительстве станции «Кировская». Машинисты проходили обучение на базе Харьковского метрополитена.
Регулярное пассажирское движение поездов по первому участку протяженностью 4,5 км «Юнгородок» — «Победа» началось 26 декабря 1987 года. В январе 1988 года был зарегистрирован миллионный пассажир, а в ноябре — уже 10-миллионный. В течение первого года после открытия метрополитеном воспользовались 12 миллионов 843 тысяч пассажиров.
Станция «Юнгородок»
Фото: © Koshekans
Станция «Юнгородок». Открыта в составе первого пускового участка в 1987 году. Это единственная наземная станция Самарского метрополитена. Находится на пересечении улиц Железной Дивизии и Боярова в жилмассиве «Юнгородок». Выход-вестибюль ведет к разворотному кольцу трамваев. Станция задумывалась как временная. Планировалось закрыть ее после строительства станции «Крылья Советов» (выход к Костромскому переулку, улице Земеца), однако планам не дано было осуществиться, и временная станция стала постоянной. Никакого особенного оформления у станции нет.
Станция «Кировская». Открыта в составе первого пускового участка в 1987 году. Глубина заложения — 12 метров. Получила название по проспекту, на котором расположена. Единственный рабочий вестибюль № 2 находится в центре Кировского рынка. В непосредственной близости — Самарский подшипниковый завод, железнодорожная станция Пятилетка, дом культуры «Мир».
Пол станции отделан гранитом, стены — мрамором красно-коричневых оттенков. При этом белый арочный потолок живописно подсвечен. В торцах станции расположены декоративные панно, выполненные из красного туфа. Их тематика отсылает к идее созидательного труда: станцией пользовались рабочие многочисленных заводов.
Станция «Безымянка». Открыта в составе первого пускового участка в 1987 году. Глубина заложения — 8 метров. Находится на перекрестке улиц Ново-Вокзальная и Победы. Названа по одноименному городскому району и железнодорожной станции, вокруг которой тот вырос. Оба вестибюля рабочие, выходы ведут к подуличным переходам. Поблизости от станции находится Самарский авиационный техникум, Дворец спорта авиационного завода, дом культуры «Самарец».
Станция «Безымянка»
Фото: © Koshekans
Станция «Победа». Открыта в составе первого пускового участка в 1987 году. Глубина заложения — около 8 метров. Расположена на перекрестке улиц Победы и 22-Партсъезда. В районе станции находятся Самарский государственный университет путей сообщения, Кировское трамвайное депо. Проход пассажиров на станцию осуществляется только через вестибюль № 2, при этом выход на улицу возможен через все подуличные переходы.
1 из 2
Станция «Победа»
Фото: © Survivor Hexogenov
Предлагаем ознакомиться с нашим обзорным материалом, где собраны культурные и исторические достопримечательности Самары.
Станция «Советская». Открыта в 1992 году в составе участка «Победа» — «Советская». Находится на перекрестке улиц Гагарина и Запорожская. Свое название получила по одноименному району. Глубина заложения — около 8 метров. В окрестностях станции — скверы Маяковского, Чехова, Покорителей космоса, стадион «Заря», парк «Дружбы». Открыт только вестибюль № 1. Выход на улицу осуществляется через подуличные переходы.
Стены станции облицованы розово-красным мрамором, пол выложен светло-серым гранитом насыщенных оттенков. Колонны образуют цепь беломраморных порталов. Светильники утоплены в углублениях потолочного свода. Отдельного внимания заслуживает объемное панно из туфа.
Станция «Спортивная». После открытия в 1993 году в составе участка «Советская» — «Гагаринская» линия метро увеличилась на 1,44 км. Глубина заложения — около 8 метров. Находится на пересечении улиц Гагарина и Энтузиастов. Открыт только вестибюль № 1. Выход на улицу осуществляется через подуличные переходы. В окрестностях станции располагается ТРЦ «Космопорт».
1 из 5
Станция «Спортивная»
Фото: © Aviateur
Пол покрыт узорчатым мрамором белых, чёрных и красных оттенков, стены отделаны светлым мрамором. Станцию «Спортивную» также можно назвать примечательной, а все благодаря мраморным панно на спортивную тематику. В частности, изображены такие виды спорта, как: биатлон, хоккей (игроки сборных СССР и Канады), борьба, водное поло, художественная гимнастика, конный спорт.
Станция «Гагаринская». Введена в эксплуатацию в 1993 году. Протяженность линии увеличилась до 8,13 км, а пассажиропоток — до 120 тыс. человек в день. Уже через год метрополитен перевез 100-миллионного пассажира с момента открытия. Станция находится на перекрестке улиц Гагарина и Революционная. Работает только вестибюль № 1, при этом подуличные переходы открыты на обоих вестибюлях. Поблизости расположены Самарский медицинский университет, Управление метрополитена, ярмарка «Гагаринская».
1 из 2
Станция «Гагаринская»
Фото: © Самарский Метрополитен || Метро Самары
Станция — одна из самых живописных. Ее оформление посвящено космосу. Путевые стены отделаны кафелем темно-синих оттенков. Колонны стилизованы под сопла ракет, раструбы которых устремлены вверх: световые лучи от светильников напоминают струи пламени. Пол выложен гранитом коричнево-красного цвета со светлыми вставками.
Планировалось, что станция «Гагаринская» станет пересадочной (под третью проектируемую линию), поэтому под потолком над платформой можно увидеть стеклянный короб.
Станция «Московская». Открыта в 2002 году после 9 лет строительства. Линия метро увеличилась до 9 км, а пассажиропоток — до 60–70 тысяч человек в день. Находится на пересечении улицы Гагарина и Московского шоссе, от которого и получила название. Открыт только вестибюль № 1, выход осуществляется через подуличные переходы. Поблизости находятся Самарский медицинский университет, торгово-офисный центр «Вертикаль». Изначально станцию планировали назвать «Проспект Карла Маркса».
В центре зала находится лестница — переход на будущую вторую линию.
Оформление выдержанно в классическом стиле. Вместо колонн — арочные проходы. В отделке использован красный и серый гранит. Элементы оформления отсылают к Московскому кремлю. Светильники расположены в золотистых ажурных конструкциях.
Станция «Российская». Строительство начато в 1992 году, открытие состоялось в 2007 году. Находится на пересечении улицы Луначарского и Автобусного проезда. Благодаря новой станции линия метро связала основные магистрали Самары — Московское шоссе и Ново-Садовую улицу с улицей Гагарина. Перевозка пассажиров увеличилась на 30%.
Открыт только вестибюль № 2. Выход осуществляется через подуличные переходы.
Изначально планировалось назвать станцию «Проспект Ленина».
«Российская» — единственная в Самарском метро станция с боковыми платформами. Стены облицованы светло-серым мрамором и красным гранитом. Пол выложен красным, серым и черным гранитом. Буквы названия станции золотистого цвета. В целом оформление довольно скромное.
Станция «Алабинская». Введена в эксплуатацию в 2015 году, после чего протяженность линии Самарского метрополитена составила 11,6 км. Находится на пересечении улиц Ново-Садовая и Осипенко. Открыт только вестибюль № 1. В непосредственной близости Самарский государственный технический университет, торговые центры «Мелодия», «Невский».
Так как строительство съездов не завершено, прибытие и отправление поездов осуществляется по одному пути с минимальным временным интервалом в 10 минут.
Изначально планировалось назвать станцию «Октябрьская», однако в итоге она была названа в честь почетного гражданина города Самары Петра Владимировича Алабина, который в 1884—1891 гг. был городским головой.
Путевые стены отделаны светло-серым мрамором с использованием серого и темно-серого гранита. Пол выложен красным, серым и черным гранитом. Светильники стилизованы под фонари XIX века.
Схема метро Самары
На официальном сайте опубликована актуальная схема самарской подземки. На карте также обозначены главные городские магистрали, транспортные объекты (железнодорожный вокзал, автостанции), а также остановки автобусов в аэропорт.
Схема метро Самары
Фото: © ГУП «Самарский Метрополитен»
Более подробные сведения по каждой станции можно найти на официальном сайте метро Самары: наличие банкоматов, терминалов оплаты и пр.
При желании можно воспользоваться интерактивной схемой от Яндекс.Метро, где автоматически рассчитывается время в пути от станции до станции.
Режим работы метро Самары
Метрополитен открыт ежедневно с 06:00 до 24:00.
В новогоднюю ночь работу метрополитена, как правило, не продляют, и оно функционирует в штатном режиме по графику.
Подуличные переходы открыты круглосуточно, за исключением случаев, когда они требуют технического обслуживания.
Интервалы между поездами Самарского метро:
Рабочие дни
Выходные и праздничные дни
Транспортная реформа: куда пойдут метро и трамвай в Нижнем Новгороде?
Строительство новых станций метро в Нижнем Новгороде может начаться уже в 2022 году, а после их ввода в эксплуатацию пассажиропоток подземки должен увеличиться в 2,5 раза — до 86 млн человек в год. Общая стоимость транспортной реформы в столице ПФО оценивается в 123,5 миллиарда рублей, из которых 56,6 млрд потребуется на метро. Для реализации проекта будут привлечены бюджетные кредиты и инфраструктурные облигации.
В начале июля 2021 года заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов презентовал концепцию модернизации общественного транспорта в Нижнем Новгороде на Московском урбанистическом форуме. Он рассказал о планах повысить престиж всей городской транспортной системы, сделав акцент на развитии внеуличного транспорта и строительстве новых станций метрополитена.
Основные задачи транспортной реформы
Главной целью реформы является качественное повышение уровня транспортного обслуживания нижегородцев. Предполагается, что в Нижегородской агломерации будет создана мультимодальная маршрутная сеть, связывающая все виды общественного транспорта, включая даже пригородные электрички и канатную дорогу.
В рамках первого этапа стоимостью 51,1 миллиарда рублей планируется провести реконструкцию 97 километров трамвайных путей, еще 24 км путей будет построено. Приоритет отдается тем районам, где прокладка веток метро является экономически нецелесообразной. В частности, Сергей Морозов упомянул строительство трамвайной линии в микрорайоне Щербинки-2 и в 7-м микрорайоне Сормова, а также соединение трамвайных путей в районе станции метро «Пролетарская».
Еще один важный пункт реформы — обновление подвижного состава городского электротранспорта. Для решения данной задачи будет закуплено 202 трамвая и 157 троллейбусов. Кроме того, в бюджет заложено приобретение 610 автобусов за 8,6 миллиарда рублей.
По словам Сергея Морозова, основной массив предстоящих работ все-таки связан с продлением нижегородской подземки, что обусловлено специфической географией Нижнего Новгорода.
Развитие внеуличного транспорта — это не желание, а острая необходимость для города. Нижний Новгород находится в сложных для транспортного обслуживания условиях, город разделен рекой, и правый берег значительно выше противоположного. Кроме того, большое количество зон исторически ценной застройки снижает пропускную способность улично-дорожной сети, что усугубляется нарастающим трафиком. В целом именно развитие метрополитена мы видим как основу новой комфортной маршрутной сети, — рассказал Сергей Морозов.
Продление Автозаводской линии
Предполагаемая стоимость продления метро в Нижнем Новгороде составляет 56,57 миллиарда рублей: этой суммы должно хватить на строительство новых станций «Оперный театр», «Сенная», «Сормовская» и «Варя». Замгубернатора отметил, что проектирование будет вестись в цифровом формате, что позволит сократить сроки строительно-монтажных работ и минимизировать человеческий фактор.
Появление станции на площади Сенной рассматривается властями не только для улучшения транспортной обстановки в Нижнем Новгороде. По словам Сергея Морозова, данная локация имеет серьезный потенциал с точки зрения жилищного строительства и реализации различных инвестпроектов. На данный момент обсуждается возможность размещения здесь 286,5 тысячи квадратных метров коммерческой застройки и 230 тысяч «квадратов» жилья. Также проект предполагает создание более 8,5 тысячи новых рабочих мест.
Продление Автозаводской линии замкнет формирование комфортного транспортного каркаса исторического центра и создаст условия для повышения приоритетности общественного транспорта на фоне таких непопулярных мер, как введение платных парковок и ограничение в перспективе въезда в исторический центр города, — подчеркнул Сергей Морозов.
Продление Сормовской линии
Жители Сормовского района Нижнего Новгорода испытывают множество неудобств из-за территориальной отдаленности от центра города. Из всех рассматриваемых вариантов улучшения транспортной доступности Сормова эксперты признали наиболее целесообразным продление подземки от станции «Буревестник» до станции «Сормовская» с созданием транспортно-пересадочного узла.
К слову, в правительстве обсуждался вариант продления метро от станции метро «Сормовская» до Починок, но расходы на реализацию проекта составили бы более 40 миллиардов рублей. Из-за высокой затратности от данного предложения было решено отказаться, отдав предпочтение строительству 13 километров трамвайных путей от станции «Сормовская» до 7-го микрорайона. В таком случае финансирование составит порядка 4 миллиардов рублей.
Реализация проекта позволит замкнуть пригородное сообщение и обеспечит возможность пересадки на метро, а 7-й микрорайон будет полностью охвачен сообщением с дальнейшей возможностью перемещения пассажиров на Московский вокзал, — пояснил Сергей Морозов.
Согласно экспертным оценкам, предлагаемые меры помогут сократить время в пути между центром Сормова и площадью Сенной в часы пик в 3,5–4 раза.
Сроки реализации и оптимизация проекта
Поскольку проектная документация по продлению Автозаводской линии была разработана еще десять лет назад, власти приняли решение о ее корректировке. Так, эксперты метростроения предложили сократить длину тоннелей на 10% (до трех километров), уменьшить глубину залегания и изменить объемно-планировочные решения подземных станций. Еще одно предложение касается сокращения числа строительных площадок — с девяти до четырех за счет изменения технологических решений, в частности систем вентиляции станций и тоннелей.
Внесение изменений в проектную документацию позволит уменьшить срок строительства станции на площади Сенной с 63 до 37 месяцев и уменьшить объем расходов до 3,5–4 млрд рублей. В этом случае продление подземки в нагорной части Нижнего Новгорода может завершиться уже в 2024 году.
Появление новых станций метрополитена, считают в правительстве, приведет к росту пассажиропотока до 86 миллионов человек в год. Выход на такие показатели необходим для обеспечения операционной безубыточности подземки Нижнего Новгорода.
Ожидаемый эффект и критика урбанистов
Несмотря на позитивные ожидания чиновников от реализации транспортной реформы, многие ее положения были встречены критикой. Например, некоммерческая организация Ильи Варламова и Максима Каца «Городские проекты» указала сразу на несколько «странностей» в презентации замгубернатора. Экспертов смутила идея строительства линии метро до центра Сормова параллельно с обособленной линией трамвая и неудобное расположение будущего транспортно-пересадочного узла. По их мнению, было бы целесообразно сделать ТПУ в районе станции «Варя».
В презентации указывается, что ТПУ «Сормовская» объединит пересадки на автобусы, трамваи, метро и электричку. Однако на самом деле от центра Сормова до ж/д платформы Сормово более 500 м вглубь района. Едва ли можно использовать такую прогулку в качестве пересадки! — отмечают «Городские проекты».
Продление Автозаводской линии также вызывает вопросы у урбанистов. По их мнению, новая станция должна появиться не на площади Свободы, а рядом с оперным театром, куда имеется подвоз пассажиров сразу по трем улицам — Белинского, Ванеева и Ошарской. Эксперты не считают, что предложенные ранее корректировки проектной документации помогут снизить стоимость и ускорить строительство станции.
Вряд ли разработка нового проекта с нуля будет дешевле и быстрее, чем приведение уже существующего проекта со станцией «Оперный театр» к актуальным строительным нормативам, — рассуждают «Городские проекты».
Не верят представители некоммерческой организации и в рост пассажиропотока до 86 миллионов человек в год. Как следует из презентации Сергея Морозова, в настоящее время подземкой пользуются 32,5 млн пассажиров в год, а новые станции дадут еще 20,3 млн пассажиров. Таким образом, появление четырех новых станций увеличит пассажиропоток нижегородского метрополитена максимум до 52,8 млн посетителей.
Модернизацию системы общественного транспорта в Нижнем Новгороде планируется начать в 2022 году. На первом ее этапе нижегородцы смогут оценить обновление трамвайной и троллейбусной сети, а на втором — развитие метро, канатной дороги и автобусов. Главным вопросом по-прежнему остается финансирование, но, кажется, его решение как никогда близко: заявка на получение бюджетных инфраструктурных кредитов на 61,4 млрд рублей уже направлена в федеральный центр.
Секреты нижегородского метро: станция-призрак, капсула с посланием и советские мозаики
Нижегородское метро — третье по количеству станций и по длине сети в России. Удивительно, но до 1980-х годах этот вид транспорта существовал только в двух городах РСФСР — в Москве и Ленинграде. В последнее десятилетие жизни Советского Союза сразу в нескольких российских городах начали работать подземки, Горький — один из них.
Читайте также
Метро Нижнего Новгорода сначала развивалось бурно и стремительно, но после развала СССР процесс затормозился, и сейчас одна станция в 5–10 лет — объективная реальность. После открытия 15-й станции метро «Стрелка» к чемпионату мира по футболу 2018 года ходили разговоры, что «по горячим следам» к 800-летию города построят новую станцию в районе Сенной площади.
Но не так давно в правительстве Нижегородской области мечтателей опустили с небес на землю: по словам регионального министра финансов Ольги Сулимы, в ближайшие три года денег на строительство не предвидится.
Инженерный взгляд на Нижний
И все же нижегородское метро — это особый мир со своей историей и своими тайнами. Прикоснуться к ним любой желающий мог в рамках фестиваля фритуров, который проходит в Нижнем Новгороде в преддверии 800-летия города (12+).
Экскурсию по нижегородскому метро провел Дмитрий Егоров, изучающий местную подземку уже около десяти лет. По профессии он инженер-проектировщик, так что подход к теме — основательный и профессиональный. Информацию о нижегородском метрополитене Дмитрий берет из самых разных источников — от интернета до архивов.
Экскурсовод отмечает, что тема метро — большая и интересная: за одну экскурсию, пусть даже трехчасовую, всего не расскажешь, да и неизученного остается много. И все же это очень увлекательно — заново открывать для себя вещи, знакомые уже много лет. Впрочем, знакомые лишь на первый взгляд.
Нижегородское метро: что вы о нем знали?
У любого, кто хотя бы несколько раз бывал в метро, наверняка накопились вопросы. Почему здесь особенный запах? Можно ли остаться в вагоне на ночь, если спрятаться перед закрытием? Как спастись, если упал на пути? Дмитрий Егоров — тот самый человек, которому можно и нужно их задавать.
По размаху в оформлении нижегородское метро, конечно, не приблизится к московскому, где центральные станции поражают своим великолепием. И тем не менее практически у каждой станции есть своя идея, свой лейтмотив и свои изюминки — иногда более эффектные, иногда — менее.
Вот лишь несколько интересных фактов о Нижегородском метрополитене:
- Начало строительства метрополитена пришлось на конец 1970-х, в честь этого события возле станции метро «Ленинская» установлен памятник. А уже в 1985 году была запущена целая линия из шести станций.
- Дольше всех строилась станция «Горьковская», которая в 2012 году соединила верхнюю и нижнюю части города. Несколько раз строительство останавливалось из-за нехватки средств, были также трудности с инженерными решениями. В итоге процесс от закладки до открытия занял 4,5 года. Именно на этой станции находится комната забытых вещей.
- Станция «Московская» — единственная, которую проектировали не местные архитекторы, а столичные. Здесь можно увидеть четыре уникальные флорентийские мозаики с видами Москвы. Это единственная станция с четырьмя действующими путями.
- «Чкаловская» — самая мелкая станция в Нижнем Новгороде. Освещение здесь выполнено в виде следа от самолета в синем небе, а барельеф в кассовом вестибюле отсылает к истории перелета Валерия Чкалова в Северную Америку.
- «Ленинская» — станция, с которой началось строительство горьковского метрополитена. Ее кассовый вестибюль — единственный в городе, который украшают витражи. А еще здесь стоит единственный в России памятник рабочему-метростроевцу.
- В Нижнем Новгороде есть станция-призрак, и находится она возле Ярмарки: работы начались, но потом объект законсервировали, решив, что строительство было ошибкой.
- Во время строительства станции «Заречная» едва не случилась трагедия: при засыпке котлованов рабочие наткнулись на 250-килограммовую фугасную бомбу времен Великой Отечественной войны. Ее увезли саперы, которых вызвали на объект.
- Под тоннелями метрополитена протекает речка Ржавка, которую «загнали» в коллектор.
- Надпись «Комсомольская» на стене одноименной станции выполнена фирменным шрифтом газеты «Комсомольская правда». Именно на этой станции находится музей метрополитена, а еще здесь заложена капсула с посланием будущим комсомольцам, которую завещано открыть в 2087 году.
- В Нижегородском метрополитене только одно депо, и туда вагоны уходят со станции «Пролетарская».
- Станцию «Автозаводская» изначально собирались назвать «Северная». Ее планировали отделать более скромно, но город взбунтовался: все-таки ГАЗ — одно из самых важных предприятий. В итоге на стенах появились мозаики, которыми предполагалось оформить станцию «Комсомольскую».
- Конечная станция нижегородского метро «Парк культуры» украшена двумя флорентийскими мозаиками на «парковую» тему: на одной изображена беседка с колонами посреди озера, на другой — композиция из цветов.
Как отмечает Дмитрий Егоров, метро для Нижнего Новгорода — отнюдь не доходное предприятие, а строительство даже одной новой станции — огромные затраты из бюджета. Так что ждать стремительного развития нашей подземки, увы, не приходится.
У нашего метрополитена доход — 711 миллионов рублей в год, расход — 1,7 миллиарда. Ни о какой окупаемости речи быть не может: того, что они зарабатывают, хватает только на оплату электричества, — рассказывает экскурсовод.
Единственный в России метрополитен, который сумел выйти «в ноль», — это московский. Случилось это только в 2018 году, и стоимость затрат на строительство в данном случае не учитывается — речь идет только о содержании.
Зачем нужен фестиваль фритуров?
Инженерный взгляд на метро — лишь одно из многих направлений, который предлагает нижегородцам фестиваль фритуров. В рамках мероприятия можно прогуляться по Большой Покровской и ее окрестностям, увидеть самые яркие объекты стрит-арта, познакомиться с «литературными» уголками города, попасть на IT-предприятие, узнать «организм» театра имени Горького и алгоритмы работы городских пожарных частей — это далеко не полный перечень небанальных и разноплановых путешествий по Нижнему. Экскурсоводами выступают люди из самых разных сфер: инженеры, градозащитники, архитекторы, писатели, художники, психологи.
Читайте также
Куратор фестиваля Ира Маслова рассказывает, что идеи для экскурсий появляются просто: берется интересная проблемная тема, после чего начинается поиск человека, который мог бы ее раскрыть детально, интересно и глубоко. Такие люди находятся, и иногда одна тема может быть разбита сразу на несколько экскурсий разной специфики.
Иногда же организаторы идут «от человека» — когда есть интересный специалист, который мог бы поделиться своими знаниями. Отсутствие опыта работы экскурсоводом в этом случае не является препятствием — напротив, стандартные экскурсии с историческим повествованием в формат фестиваля не вписываются. Нужен необычный ракурс и взгляд на проблему «изнутри», а уж помощь в составлении маршрута и возможность «отточить» его человеку обеспечат. По словам Иры, абсолютно всех экскурсоводов организаторы нашли и привлекли к делу сами.
Этот фестиваль — не совсем про то, чтобы узнавать город с других сторон, видеть что-то новое и прикольное. Это фестиваль о том, чтобы увидеть другие миры и что-то поменять в вашем мире. Мы хотим, чтобы вы, участники экскурсии, увидели метро с инженерной точки зрения и поняли, как оно устроено, ведь на то, чтобы оно функционировало, работает огромное количество людей. Мой опыт показывает, что даже в сфере, которой интересуешься, есть множество сообществ и явлений, становящихся открытием. Но советую всем: записывайтесь туда, где вы ничего не знаете.
Ира Маслова
куратор фестиваля фритуров
Фестиваль фритуров (12+) поддерживается и оплачивается «Командой-800», для нижегородцев это реальная возможность без малейших затрат заново узнать свой родной город. А для кого-то, быть может, — впервые. Ведь любить Нижний, не зная его, — неправильно и невозможно.