Метро Новосибирска: схема, режим работы, цены, красивые станции, интересные факты

Чем интересно и уникально метро Новосибирска: 10 занимательных фактов

Метро столицы Сибири успело прославиться далеко за пределами города и даже России. Например, одним из самых известных фактов является то, что его частью является самый длинный в мире крытый метромост. А вот то, что зимой он становится короче почти на полметра, знают далеко не все.

«Царьград Новосибирск» собрал 10 необычных и/или малоизвестных фактов о новосибирском метро.

Фото: «Спецтрансстрой»

В 2022 году новосибирской подземке стукнуло 36 лет. За эти годы поезда метро суммарно перевезли больше двух миллиардов пассажиров, а сама система стала одним из самых востребованных видов транспорта в городе. И хотя в последний раз новая станция в ней появлялась более десяти лет назад, в перспективы подземки продолжают верить и новосибирцы, и руководство региона. В Новосибирске ждут не дождутся открытия станции «Спортивная», которое всё переносится и вот-вот должно произойти.

1) Под пассажирской платформой станции «Площадь Маркса» есть лестница

Когда метро в Новосибирске было ещё на стадии проекта, предполагалось что темпы строительства новых станций останутся высокими на долгие годы. Поэтому линии проектировались и строились с прицелом на будущее. Станция «Площадь Маркса» должна была стать пересадочной на «Кировскую» линию метро. Планировалось, что тоннели пройдут на большой глубине и дойдут до отдалённых жилмассивов, таких как Затулинка и Северо-Чемской.

Поэтому ещё при строительстве станции заранее был подготовлен выход из будущего перехода. К сожалению, сегодня перспективы у этого перехода туманны – вместо третьей линии метро власти обещают жителям отдалённых микрорайонов левого берега городскую электричку. Уже появилась станция «Пригородный простор». Не исключено, что продлят и Ленинскую линию на левом берегу. Только вот как долго этого ждать?

2) «Спортивная» — последний задел на будущее, оставшийся с советских времён

Среди станций новосибирского метро, открытых после развала СССР, нет ни одной, построенной «с нуля». Все стройки, в той или иной степени, начались ещё в советские времена и были до поры заморожены.

Станция «Спортивная» хоть и не стояла десятилетиями в виде открытого котлована, была заложена ещё в середине 80-х. Правда тогда от её строительства решили отказаться, поскольку не увидели в ней срочной необходимости. «Задел» же представлял собой пару кирпичных построек, которые были снесены, когда станцию принялись строить всерьёз к МЧМ-2023 по хоккею. Теперь, как мы знаем, из-за санкций его у России забрали.

3) Поезда ходят очень тихо (по меркам поездов метро)

Новосибирское метро первым в мире решило проблему нежелательных вибраций, возникающих при движении составов. В Москве и других городах они были причинами не только ужасного грохота, но и повреждения зданий, стоящих над тоннелями.

Новосибирские инженеры разработали новую конструкцию путей с резиновыми прокладками, которые гасят почти 100% колебаний. Благодаря этому открытию прокладывать тоннели вблизи жилых домов стало безопасно, а уровень шума снизился в несколько раз, по сравнению с более старыми подземками в других городах.

Со временем ноу-хау переняли и внедрили в Москве, а затем по всей России и не только в метрополитене.

Метро Минска

Метрополитен появился в белорусской столице в 1984 году, став девятым по счету на территории бывшего СССР. Постановление о строительстве было принято в феврале 1977 года. 16 июня была забита первая свая, а в ноябре начались работы по проходке тоннелей. Спустя почти 7 семь лет в эксплуатацию был введен участок из 8 станций и началось регулярное движение поездов.

По состоянию на 2023 год Минский метрополитен включает три линии и 33 станции. Из них на 1-й (Московской) линии расположены 15 станций, на 2-й (Автозаводской) линии — 14, на 3-й (Зеленолужской) линии — 4. К завершению строительства 3-я ветка будет включать 14 станций.

Ежедневно метрополитен обслуживает в среднем 800 тысяч человек, годовой пассажиропоток приближается к 300 млн пассажиров. На метрополитен приходится почти 40% всех пассажирских перевозок городскими видами транспорта (примерно тот же показатель у автобусов).

Средняя скорость поездов Минского метро — 40,7 км/ч. В пиковые часы интервал между поездами составляет всего 2 минуты.

Отличительной особенностью Минского метрополитена является небольшая глубина заложения станций. Средняя глубина — 10–15 метров. Самой глубокой является новая станция «Юбилейная площадь» — 32 метра. Для сравнения: самая глубокая станция метро в России — «Адмиралтейская» Санкт-Петербургского метрополитена. Глубина ее заложения составляет 86 метров. В Москве самой глубокой является станция «Парк Победы» — 73 метра.

В большинстве случаев вход в вестибюли совмещен с подземными пешеходными переходами. При этом входы на станции «Купаловская», «Октябрьская» и «Площадь Ленина» встроены в здания. По переходам со станций «Площадь Ленина» и «Вокзальная» можно попасть прямо на железнодорожный вокзал Минск-Пассажирский.

Название станций метро на белорусском языке озвучены диктором Владимиром Баклейчевым. Все объявления автоинформатора дублируются на английском языке.

В отличие от многих систем метро на постсоветском пространстве, минское активно развивается. Постепенно ведется обновление подвижного состава: взамен устаревших появляются более комфортные и безопасные вагоны. Метрополитен становится доступнее для маломобильных пассажиров. На всех станциях установлено оборудование для бесконтактной оплаты. На платформах можно воспользоваться Wi-Fi. Во всех тоннелях работает связь операторов «А1» и «МТС», а на станциях — еще и оператора «Life:)».

Расписание метро Минска

Столичный метрополитен работает ежедневно с 05:30 до 00:40.

Обратите внимание, вестибюль № 1 станции «Купаловская» (вход со стороны улицы Карла Маркса) открыт с 07:00 до 21:00.

Интервал движения поездов 1-й линии «Малиновка — Уручье» в пиковые часы по рабочим дням (07:00—09:00, 17:00—19:00) составляет 2 минуты. В остальное время — от 3 до 15 минут. Интервал движения по субботам и воскресеньям — 5–15 минут.

Время в пути от начальной станции до конечной — 28 минут.

Интервал движения поездов 2-й линии «Могилевская — Каменная Горка» в пиковые часы по рабочим дням (07:00—09:00, 16:00—19:00) — 2–2,5 минуты. В остальное время — от 4 до 15 минут. Интервал движения по субботам и воскресеньям — 5–15 минут.

Время в пути от начальной станции до конечной — 27 минут.

Отправление первых поездов с конечных станций:

  • по рабочим дням в 05:32 со станций «Малиновка», «Уручье», в 05:33 — со станций «Каменная Горка», «Могилёвская»;
  • по субботам в 05:32 со станции «Малиновка», «Уручье», «Каменная Горка», в 05:33 со станции «Могилёвская»;
  • по воскресеньям в 05:32 со станции «Малиновка», «Уручье», в 05:33 — со станций «Каменная Горка», «Могилёвская».

Отправление последних поездов с конечных станций:

  • в 00:42 со станций «Малиновка», «Уручье», «Каменная Горка», в 00:43 со станции «Могилёвская».

Расписание поездов по конкретной станции доступно на сайте Минского метрополитена.

  • Движение поездов 1-й линии
  • Движение поездов 2-й линии
  • Движение поездов 3-й линии

График движения поездов до 06:00 и после 23:00 размещено на информационных стендах в кассовых залах и в торцах платформ.

Время работы метрополитена может быть продлено по особым случаям. Так, в новогоднюю ночь подземка работает, как правило, до 4 утра, о чем сообщается заблаговременно в местных СМИ. В праздничную ночь поезда ходят с интервалом в 6 минут.

Станция «Петровщина»
Фото: © ГУ «Минский метрополитен»

Проезд в метро Минска

Оплатить проезд в подземке можно наличными, купив жетон, с помощью бесконтактной банковской карты, устройства, которое поддерживает технологию NFC, и бесконтактной смарт-карты.

Стоимость разовой поездки — 90 копеек.

Жетоны

С момента открытия для оплаты проезда в метро использовались пятикопеечные монеты, как и в подавляющем большинстве подземок на постсоветском пространстве. Переход с копеек на жетоны состоялся в 1992 году. Жетоны — пластиковые, с металлической вставкой по центру. Изначально жетоные были разнообразные — синие, желтые, красные, голубые, белые. Окончательно был утвержден лиловый цвет. Все виды тестовых жетонов представлены в музее Минского метрополитена.

В 2014 году в честь 30-летия подземки были выпущены юбилейные жетоны — всего восемь разновидностей с изображением станций первого пускового участка.

Жетоны продаются в кассах. На станциях «Площадь Ленина» (вход со стороны

железнодорожного вокзала) и «Немига» (вход со стороны улицы Немига) установлены

терминалы, которые принимают монеты и некрупные банкноты.

Бесконтактные банковские карты

Пассажиры вправе оплачивать проезд бесконтактными банковскими картами платежных систем Visa, MasterCard, «БЕЛКАРТ», а также мобильными устройствами, оснащенными технологией NFC.

Чтобы расплатиться таким способом, нужно приложить карту или устройство к валидатору на верхней панели турникета. Успешное проведение операции сопровождается разрешающим сигналом. Стоит учесть, что списание денежных средств осуществляется в течение двух суток. Несколько поездок в течение дня суммируются в одну транзакцию.

Бесконтактные смарт-карты

В метро принимаются проездные билеты, которые реализуются в формате смарт-карт «Минского метрополитена» и «Минсктранса» («Праязны дакумент»). Оплата проезда с помощью бесконтактных смарт-карт осуществляется тем же способом, что и в случае с банковским картами — прикладыванием к валидатору на верхней панели терминала.

На бесконтактную смарт-карту (БСК) может быть записан тариф с лимитом поездок или без ограничения числа поездок.

Метро включено в несколько типов проездных без лимита поездок. Например, в тариф на 10 суток:

Вид транспорта

Стоимость

История новосибирского метро — то, что вы не знали

Морозным зимним днем 7 января 35 лет назад в новосибирское метро впервые спустились пассажиры. Сейчас уже сложно представить себе большой город 2-х миллионник без подземного транспорта. Ведь без него вся транспортная коммуникация была бы затруднена — перегруз наземных дорог сказывался на количество пробок и заторов особенно в зимний период.

Планировка и соглашение на строительство метрополитена

Начало строительства и планирования произошло с поездки института «Новосибгражданпроект» в Москву с целью изучения вопроса о строительстве метрополитена и объединения его с технико-экономическим обоснованием Генерального плана развития Новосибирска. Само строительство метро и его план были уже введены в развитие города, но реализацией не занимались, в связи с бессмысленной тратой финансов и вложения в транспортную систему для небольшого населения.

После того как численность населения составила 1 млн человек , о серьезности введения подземного транспорта начали задумываться незамедлительно. В 1968 по заданию Госплана РСФСР была начата работа по определению основных пассажиропотоков в городе и выбор вариантов трассы будущего метро.

Первоначальный проект был амбициозным, но трудно выполнимым: он включал три линии, протяженность которой составляла более 50 км с 36 станциями . Надежда на столь масштабный проект не умирала до последнего, что многие пассажиры наблюдали эти схемы в вагонах метро еще очень долго.

Сметная стоимость строительства первой очереди оценивалась в 157,35 млн (советских) рублей , а первого пускового участка в 110,5 млн руб.

С 1969 по 1979 — время было потрачено на утверждение и соглашение с министрами советов РСФСР, СССР в надобности реализации столь масштабного проекта. И только в 1980 году началось строительство метрополитена.

Многие жители вспоминают строительство как страшный сон. Разрытые улицы, постоянный шум, огромное количество техники и строительного транспорта, перекрытые улицы, а вырубку несколько сотен высоких деревьев на Красном проспекте новосибирцы вспоминают с особой грустью.

Первая свая была забита 1 марта 1980 году для станции «Вокзальная». В это же время проводились работы наземного транспорта — расширение дорог, построение троллейбусных линий по улицам Писарева и Красный проспект. Далее 20 июня началось строительство метромоста через Обь.

Следующая станция, которую делали — «Сибирская» , далее строили «Октябрьская» и «Заельцовская», затем «Гагаринская» и последующие. Кстати, станция «Спортивная» была включена в план изначально, но строить ее начали сравнительно недавно.

Последней станцией стала «Золотая Нива» , которую открыли для полного функционирования в 2012 году.

После первого дня работы метро окрестность возле «Студенческой» напоминала поле битвы, — вспоминает маркетолог Дмитрий Мишин. — Всюду валялись припорошенные снегом вещи — варежки, перчатки, шарфы, содержимое сумок и даже детский валеночек. (источник НГС)

Первой линией доступной для пассажиров стала Ленинская линия. Запуска двух станций, дотянувших метрополитен до железнодорожного вокзала, пришлось ждать еще год. Станция метро «Студенческая» и вовсе была конечной еще очень долгое время. Только в 1991 году станция «Карла Маркса» была открыта для пассажиров.

Источник: mirmetro

Интересные факты о метро

Первое метро в России без дрожи

При сооружении перегона от «Сибирской» до «Маршала Покрышкина» новосибирские метростроители разработали и применили особую конструкцию пути с виброзащитой. Соорудив резиновую прокладку, которая гасит вибрацию, стало возможно проводить тоннель очень близко к жилым домам. Задумка, заслуженная внимания, теперь используется по всей России.

На прочность мост испытывали солдаты-штрафники

Ночью при проверке метромоста метростроители придумали, как испытать на прочность мост через Обь. Как все было:

На мост вывели четыре состава из пяти вагонов, в каждый из которых солдаты погрузили по 650 мешков с песком (весом в 50 кг). Общий вес нагрузки достиг 1300 тонн. Поезда сначала несколько раз проехали по мосту, а затем некоторое время постояли на нем. Комиссия по безопасности не выявила никаких отклонений от нормы.

Миллиардный пассажир

Уже в 1986 году метро посетил миллионный пассажир, а в 1999 — миллиардный. Такое огромное количество посетителей объясняется тем, что сама атмосфера поездов и звук стука колес, запах креозота располагает к ежедневному посещению метро. Но самое привлекательное в нем — это отсутствие толкучки и долгого ожидания транспорта.

В планах у застройщиков построить еще больше станций. На сегодняшний день своего открытия к предстоящему МЧМ-2023 ждет станция «Спортивная», которую по словам СМИ откроют летом в 2022 году.

Часто ли вы ездите на метро? Поделитесь в комментариях.

Чтобы не пропустить другие интересные материалы, подпишитесь на наш канал !

Читайте также:

# строительство #метро #новосибирское метро #новосибирск #свое нск #недвижимость

Илья Леонов
Меня зовут Илья, и я автор этого блога!Мне 37 лет, живу в г. Санкт-Петербург, воспитываю сына. Я простой путешественник - люблю туризм и хочу делиться с читателями интересными местами нашей планеты :)
Оцените автора
Дневник Туриста
Добавить комментарий