Чкаловская лестница – фото, описание, история, отзывы

Чкаловская лестница

Фото и описание

Чкаловская лестница – один из основных архитектурных шедевров Нижнего Новгорода. Она насчитывает 560 ступеней, каскад лестницы выполнен в виде двух огромных колец, а разница в уровнях подъема почти в три раза выше, чем у знаменитой Потемкинской лестницы в Одессе. Свое название Чкаловская лестница получила в честь знаменитого летчика-испытателя Валерия Чкалова, совершившего в 1937 году первый в мире беспосадочный перелет через Северный полюс по маршруту Москва-Ванкувер. Памятник Чкалову находится на вершине лестницы.

Идея создания лестницы появилась в 1939 году у заместителя председателя горисполкома Александра Шульпина, но планам помешала война. В 1943 году он возобновил попытку и привез на утверждение в Москву проект ленинградских архитекторов А.А. Яковлева, Л.В. Руднева и В.О. Минца. Шульпину удалось получить согласие на строительство, была выделена огромнейшая сумма в 7 млн 760 тыс. рублей и в честь победы в Сталинградской битве в 1943 году была заложена мемориальная лестница. Строили лестницу немецкие военнопленные. К 1949 году строительство было завершено, но оказалось, что Чкаловская лестница – слишком дорогостоящий проект. Шульпин был обвинен в растрате, отстранен от должности, исключен из партии и арестован. Освободили и реабилитировали его только после смерти И.В. Сталина.

В 1985 году у подножия Чкаловской лестницы был установлен катер «Герой», входивший в Волжскую флотилию и участвовавший в Сталинградской битве.

Чкаловская лестница по праву считается главной смотровой площадкой города. С нее открывается прекрасный вид на Волгу и заповедную зону на левом берегу реки.

Чкаловская лестница

Чкаловская лестница — сооружение монументальное — представляет собой громадину-лестницу в старинном русском городе Нижнем Новгороде (правду сказать к старине, в привычном понимании этого слова, она никакого отношения не имеет). Гигантская лестница была заложена в 1943 году, после победы советских войск под Сталинградом. Она носит имя знаменитого летчика-испытателя и уроженца нижегородской губернии Валерия Чкалова, совершившего в 1937 году беспосадочный перелет через Северный полюс Москва — Ванкувер.

Построена по проекту архитекторов Мунца, Яковлева и Руднева. В строительстве лестницы в честь победы над немцами принимали участие, конечно же, сами пленные немцы. Строительство было завершено в 1949 году.

Лестница выполнена в виде восьмерки и насчитывает 560 ступеней, на пересечении боковых спусков есть две смотровые площадки. Начинается спуск от верхней смотровой площадки, где установлен памятник Валерию Чкалову. В нижней части лестницы установлен мемориал — катер «Герой», который в составе Волжской военной флотилии участвовал в сталинградской битве.

Чкаловская лестница соединяет площадь Минина и Пожарского с набережной Волги. Благодаря своей монументальности сооружение можно увидеть даже с противоположного берега Волги.

Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде

Чкаловская лестница – интереснейший культурный объект Нижнего Новгорода. Начинаясь великолепной восьмеркой от памятника Валерию Чкалову, она ковровой дорожкой спускается к реке, где стоит катер «Герой». Удачное расположение и необычная форма лестницы делают ее одной из главных достопримечательностей города, хотя построена она была не так давно – в середине XX века.

История создания Чкаловской лестницы

Лестница находится на высоком берегу реки, носившим прежде название Волжский откос. Издавна на его вершине располагался небольшой выступ, с которого открывались великолепные виды на реку и находившееся на другом берегу село Бор. Поэтому здесь очень любили бывать нижегородцы.

Н. Никонова. Чкаловская лестница весной, 2014 год

Здесь в XVII веке стоял женский монастырь, посвященный празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня. После сильнейшего пожара в начале XIX века он был перенесен за пределы тогдашнего города и переименован в Крестовоздвиженский. Остатки же прежних строений монастыря снесли, и их территория стала частью Благовещенской площади.

В 30-40-х годах, после посещения Нижнего императором Николаем I, Волжский откос был значительно облагорожен: засыпали овраги и обложили склон дерном. Тогда же здесь была построена Георгиевская (ныне Верхневолжская) набережная. У ее начала, на месте нынешней площади Минина и Пожарского, располагалась в те времена церковь Благовещения. Поэтому и сама площадь до революции называлась Благовещенской.

Для удобного подхода к Волге с обеих сторон Георгиевской набережной были сооружены Георгиевский и Казанский съезды. Первый из них также начинался с Благовещенской площади. А внизу была построена еще одна набережная – Нижневолжская. Однако крутой склон по-прежнему не давал возможности нижегородцам попасть из центра города к реке за короткий срок, что было очень неудобно.

Это проблема так и не была решена в дореволюционный период. Нижегородские власти занялись ею уже в ХХ веке. И некоторые исторические события активно этому способствовали.

В конце 1930-х годов на весь мир прославились рекордные перелеты знаменитого советского летчика – Валерия Чкалова. Уроженец нижегородской земли, он, приезжая на Родину, любил прогуливаться по Верхневолжской набережной. Во время одной из таких прогулок вместе со своим другом скульптором Исааком Менделевичем он выбрал место для памятника другому знаменитому нижегородцу – Максиму Горькому. Это был тот самый выступ, с которого так великолепно обозревались волжские дали.

Но памятнику известному писателю не суждено было появиться на выбранном месте. В конце 1938 года жизнь Чкалова неожиданно оборвалась в результате неудачного испытания нового самолета. Поэтому вместо Горького на постамент на высоком волжском берегу в 1940-м году встал бронзовый двойник прославленного летчика.

Д. Четыре. Чкаловская лестница, 2017 год

Примерно в это же время у заместителя председателя горисполкома Александра Шульпина родилась замечательная идея соединить Верхневолжскую набережную с Нижневолжской при помощи парадной лестницы. Главной причиной этого была необходимость создать кратчайший путь из самого сердца старого города к Волге.

Был найден молодой талантливый архитектор Святослав Агафонов. Тот самый, который позднее станет известен всему городу как человек, спасший и восстановивший Нижегородский кремль. Первый проект знаменитой лестницы отличался необыкновенной пышностью: ее украшениями должны были стать фонтаны, изящные вазоны и скульптуры. Однако, в преддверии Отечественной войны, такой план воплотить в жизнь оказалось невозможно.

В годы войны Александр Шульпин становится председателем Горьковского горисполкома. На этой должности он снова возвращается к своей идее. И невероятным образом в 1943 году получает разрешение на строительство. Способствовали этому и достаточно большие средства, выделявшиеся государством на восстановление Горького – крупного промышленного центра, пострадавшего от немецких бомбардировок.

Теперь возведение лестницы было связано с важнейшим событием – победой в Сталинградской битве. Поэтому ее первоначальное официальное название Сталинградская, а позднее – Волжская. Но в истории закрепилось другое, народное название – Чкаловская.

Кто был архитектором Чкаловской лестницы?

Конкурс на проект Сталинградской лестницы выиграли ленинградские архитекторы Лев Руднев и Владимир Мунц. Второе место заняла работа нижегородского архитектора Александра Яковлева. В итоге архитекторы объединились в одну команду, и все трое считаются авторами сооружения.

Илья Леонов
Меня зовут Илья, и я автор этого блога! Мне 37 лет, живу в г. Санкт-Петербург, воспитываю сына. Я простой путешественник - люблю туризм и хочу делиться с читателями интересными местами нашей планеты :)
Оцените автора
Дневник Туриста
Добавить комментарий