Река Вижай – фото, описание, история, отзывы

Река Вижай

Вижай – отличная река для любителей адреналина, текущая в Пермском крае. Это левый приток реки Вильвы длиной 125 километров. В переводе с коми-пермяцкого языка название реки означает «святой отец».

Рек с таким названием, пригодных для туристического сплава, на Урале две. Вторая – на севере Свердловской области. Река быстрая, горная, средний уклон – 2,2 метра на 1 километр. Средняя скорость сплава по Вижаю составляет порядка 8 км/час.

Лучше всего сплавляться по Вижаю в половодье на майские праздники. В это время здесь многолюдно. У многих туристов-водников принято именно здесь открывать сезон сплавов. Летом же эта река сильно мелеет и совершенно не пригодна для сплава.

В отличие от, например, Чусовой, река Вижай представляет опасность для неподготовленных туристов. У сплава вторая категория сложности. Здесь есть «расчески» (низко нависшие над водой деревья), водяные валы высотой до 1 метра, низкие мосты, шиверы, пороги, прижимы. Среди них печально известный Пашийский прижим, унесший немало жизней.

На Вижае нельзя расслабляться, нужно всегда быть начеку. Помимо всех препятствий в отдельные годы на Вижае образуются ледяные заторы, которые могут тянуться на несколько километров. Бывали случаи, когда катамараны, пытавшиеся пробиться через затор, попадали в ледяной плен и раздавливались глыбами льда.

Маршрут сплава начинается в поселке Сараны. Чтобы сюда добраться, нужно ехать до железнодорожной станции Лаки (направление Чусовская – Теплая Гора), затем на автомобильном транспорте или пешком примерно 5 километров до Сараны. Сараны известны месторождением хромитовых руд. Любители минералов могут пополнить коллекцию интересными камнями, сопутствующих хромитовым рудам.

Сплав от Сараны

Приготовившись к сплаву и отплыв от Сараны, уже вскоре будет первое испытание – порог. По берегам Вижая время от времени возвышаются красивые скалы. В нескольких местах в русле встречаются опоры разрушенных мостов.

От Сараны до Пашии примерно 65 километров, но благодаря быстрому течению преодолеваются они быстро – за два дня.

В промзоне в черте поселка Пашия расположен Пашийский прижим. Ощущения от этого места усиливаются апокалипсическими пейзажами промышленной зоны, горами шлака и ржавого железа по берегам. В слишком большую воду опасность также может представлять низкий мост перед прижимом. Река в этом месте делает резкий левый поворот, и быстрое течение несет прямо на скалу. Нередко здесь переворачивает плавсредства. Для успешного прохождения Пашийского прижима нужно придерживаться левого берега и заходить на волну носом судна. От скалы идет косая волна и представляющая опасность бочка. Наличие спасжилетов при прохождении Пашийского прижима обязательно!

Ниже прижима можно причалиться для сбора плавсредств и снаряжения, если вы заканчиваете сплав в Пашии. В поселке представляют интерес скалы, разделенные надвое глубокой расщелиной.

От Пашии каждые два часа ходят рейсовые автобусы до города Горнозаводска, где можно сесть на электричку.

Однако, если есть достаточный запас времени, то лучше продолжить сплав. Ниже можно сойти у автомобильного моста через реку Вильву чуть ниже устья Вижая (если предварительно договорились с транспортом для выброски с реки), либо доплыть по реке Вильве до города Чусового. От устья Вижая до этого города остается всего лишь около 30 километров.

Продолжить сплав за Пашию лучше еще и потому, что ниже поселка расположена главная достопримечательность Вижая. В скалах Большие Воронки находится – пещера Пашийская длиной 520 метров. Сплавляясь по этой реке, стоит обязательно заглянуть в эту пещеру.

После Пашии русло реки разделено надвое. Заросшая кустарником насыпь посередине — это следы работавшей в прошлом на реке драги. В некоторых местах насыпь разрывается и вода перетекает из одного русла в другое.

Вскоре после места впадения Вижая в Вильву встретится автомобильный мост на автодороге Чусовой – Гремячинск. Это один из вариантов окончания сплава, если договориться, что вас отсюда заберут. Стоит отметить, что этот мост считается одним из самых опасных мест на дорогах Пермского края. В настоящее время разрабатывается проект строительства нового моста с изменением геометрии проходящей здесь дороги. После его постройки этот участок дороги Кунгур – Соликамск должен перестать быть столь опасным.

Вода в реке Вильве имеет рыжий цвет. Это объясняется тем, что она насыщена попадающими в нее выше по течению загрязненными шахтными водами. Вода из Вильвы совершенно не пригодна для питья, поэтому воду для приготовления пищи и питья нужно набирать по речкам-притокам.

Лучше всего сплавляться по Вижаю на катамаранах, сплав на байдарках здесь довольно опасен из-за угрозы перевернуться.

Продолжительность сплавов по Вижаю (в том числе в сочетании с Вильвой) – от 2-3 дней до 5 дней в зависимости от маршрута.

«Ножки до дна не достают, а течением затаскивает под льдины». Река Вижай глазами нижегородца

Публикуем рассказ бывалого туриста.

Ещё в начале апреля я договорился с пермской группой на заброску куда-нибудь по-севернее. Пообещали подкинуть до Средней Усьвы. И я, спокойный и воодушевлённый будущими подвигами, стал потихонечку готовиться к походу. 26 апреля меня наконец-то в очередной раз благополучно выгнали с работы! Свобода!

Два дня спустя не торопясь и слегка заранее вывалился из подъезда, упаковался, раскланялся с соседями. Потопал в сторону Московского вокзала. Рюкзаки на удивление получились не очень даже тяжёлыми. Наверное, забыл что-нибудь нужное. Но это выяснится только уже там. Меня провожает деточка, я так понимаю, просто из любопытства. Зато за лёгкой болтовнёй дошли до вокзала всего за два перекура!

А на вокзале опять этот гнусный шмон с глупыми вопросами: «А зачем тебе всё это нужно?» Объяснять, как вы понимаете, бесполезно.

Через сутки выгрузился на станции Тёплая Гора. На улице мороз, градусов десять, и земная поверхность — как стекло. Я выпрыгиваю из тёплого вагона в сланцах на босу ногу в снег по колено.

Вокзал оказался открытым и тёплым. На всякий случай занял наиболее удобное спальное место, а то после меня будут ещё два поезда. Вдруг из них вывалится радостная толпа местных туристов? Не было никого!

Отогревшись и слегка приодевшись на вокзале, сделал попытку созвониться с пермяками. И первый маленький сюрприз: телефонной связи с внешним миром у меня нет. А мы точно не договорились о времени и месте встречи. Да это и невозможно.

Бегать с моим имуществом вдоль трассы — занятие не самое полезное. Ничего страшного, есть два запасных варианта. Первый — идти на Койву. Это река спокойная, там местные турфирмы выгуливают своих клиентов, то есть первые три-четыре дня на реке будет сплошной ор и катамараны, влетающие под «расчёски» (нависающие над рекой ветви деревьев. — Прим. ред.). Второй вариант — идти на Вижай. Я выбрал его, два года там не был.

Утром вылез из тёплого вокзала и упаковался в шестичасовую электричку. Через сорок минут был на станции Лаки. Снегу ещё больше, но я уже в резиновых сапогах. Лучше бы валенки взял и лыжи! Ничего себе начало водного похода. Деваться некуда, пошёл потихонечку в сторону реки.

Дорога — хорошая автомобильная грунтовка. Местный народ рассказал, что была оттепель, а последние два дня вернулись морозы. И выгляжу я на этой дороге в своих сапожках как «корова на льду». В прямом смысле этого выражения! Дорога идёт то вверх, то вниз. И я по ней передвигаюсь зигзагами, только бы не поскользнуться и не улететь в любую сторону, обдирая коленки. Правда, пару раз это случилось. Хорошо хоть «уехал» в нужную сторону.

Дорога от поселка Сараны

Добрался до поселка Сараны. Аборигены сказали, что река ещё подо льдом и пообещал поздний паводок в этом году. Ну не обратно же идти. В крайнем случае, поживу под ёлкой пару дней.

От Саранов до реки — полтора километра. С поворота дороги увидел реку! А по ней летит открытая вода.

До реки, правда, ещё надо бы протропить метров двести по снегу чуть выше колена. Встал от реки метров за пятьдесят. И что интересно, наверху ветер свищет, а у реки — тихо! Зато в этом водном сезоне я первый кто протоптал тропу на Вижай!

Отдышался, прогулялся до реки. Картина такая: на реке лёд стоит, а поверх льда летит вода. И уже тащит на себе какие-то брёвна и выдранные кусты. Глубина сантиметров 20–30. По берегам, там, где снег касается воды, наморозило ледяные кромки, острые как бритва. Как бы лодку не распороть при старте.

Времени у меня много. Не торопясь собрался, упаковался. Откопал себе в cнегу площадку под стоянку. Костёр разводить не стал: подо мной наст толщиной больше метра. На ночёвку остался здесь же, в надежде, что вода поднимется и притопит острые кромки. Вечером согрел кружку чаю на горелке.

Закусил ещё домашними плюшками под три стопочки «для сугреву» и лег спать в лодке под фартуком. Лодку, конечно же, привязал к какому-то пеньку на случай возможного паводка. Всё! Спи, Дельтик бестолковый, занесло же тебя опять.

Ночью подъехала машина и «братья по разуму» с громкими воплями побежали по моей тропе реку смотреть. Увидели мою стоянку и слышу разговор: «Лодка? Чья? Ничейная?». Ага, щас, ничейная! Высунул мордочку из-под замороженного фартука, кричу: «Народ! Место занято! Я тут нынче живу. ». В ответ: «Ты как там? На улице -13! Мы скоро костёр сделаем, приходи на рюмочку чая».

Вылез. Не так уж и холодно. Подошёл к их стоянке. Народ вроде знакомый. И, как всегда, вопрос: «Парень, это опять ты?» Оказалась, команда из Краснокамска. Мы где-то уже пересекались. У них госпожа-командор барышня Александра. Очень симпатичная, кстати!

Днём стартовали. Ушли недалеко, до первого хорошего ледового затора через пять-шесть километров. Выбрал стоянку повыше. Дров там край непуганый. Набрал сухих стволов, разжёг большой костёр, прогрелся, расслабился. Рядом встали ещё две команды, а больше хороших мест рядом нет. Буду к соседям в гости ходить.

Рядом стоит молодежь из Екатеринбурга. Целый час костёр разводили, пришлось помочь. Чуть подальше — народ из Перми. Все идут до Пашии, где хотят оказаться 5-го числа. Как выяснилось потом, не получилось.

Следующие два дня был сплошной штурм ледовых заторов, от рассвета и до заката. С короткими перерывами на перекур и сон. Лёд тащит сверху, а основной ледоход ещё не начинался. Если вдруг попрёт, успеть бы в сторону куда-нибудь спрятаться.

Перелезая через заторы пару раз провалился под лёд по пояс. Ощущения жутковатые: ножки до дна не достают, а течением так и затаскивает под льдины.

На улице потеплело — днём уже градусов десять плюс, а ночью всего-то минус шесть-восемь.

Дождь

Потом начался дождь. Мелкий, нудный и затяжной. Здравствуй, октябрь месяц! Вода стала как-то быстро подниматься!

Выбросился на стоянку подальше от берега, мало ли что. Поставил тент, разжёг костёр. Лодку — под тент. Пытаюсь согреться, весь сырой и холодный. О, вспомнил! Перед походом Сашка Аронович выбросил в мою сторону синтепоновые штаны непонятной расцветки, я их с собой сюда припёр. Вот пусть щас греют меня! А нормально, кстати! Тепло.

Рядом выбрасывается команда из Краснокамска. Все замороженные, я их отпаиваю горячим кофе со спиртиком!

Утром дождь ещё не закончился. Но, кажется, слегка потеплело. На реке стоит ледовый затор, который никак не сдвинется, вдоль берега узкая полоска воды. Лодка-то еле убирается, а народ хочет на катах стартовать с надеждой, что пройдут. Им сегодня надо быть в цивилизации. Одна группа ушла, шкрябая то по берегу, то по льду.

Не, лучше подождать! В полкилометре сверху донёсся какой-то грохот. Блин! Ледоход начался! Это пошёл тот лёд, через который журчала вода. По реке прут громадные торосы, сметая всё на своём пути, как соломинки ломая деревья толщиной сантиметров 30.

Тут лучше не лезть никуда. Мы как-то переживали за ушедшую группу, но они перед этим ледовым валом успели угрести в сторону в протоку и спрятались в деревьях.

А у нас получилась незапланированная мокрая днёвка. Хорошо хоть, что нет проблем с дровами. Сижу под тентом, варю кофе, трескаю сушки, наслаждаюсь жизнью, согреваю изнутри свой несчастный организм «штрафной» дозой. Дождь закончился уже вечером, стало гораздо теплее.

Посмотрим, что завтра будет, а пока — спать. И, на всякий случай, не забыл все вещички сложить в лодку, весло привязать к лодке, а лодку привязать к дереву. В костёр закатил два сырых бревна — пусть тлеют до утра.

Проснулся как в бане. На улице солнышко! От реки идёт пар. У меня в сашкиных штанах даже пятки вспотели!

Река поднялась на метр и плещется почти под кормой. Стартовать легче. После лёгкого завтрака отчалил. И понеслось! Вода очень высокая, уклон большой, река петляет вовсе стороны каждые 100–200 метров. Основного течения нет, струя бьёт во все стороны. По всей реке стоят прямые и косые валы до полутора метров, жуть! В голове одна мысль: только не кувыркнуться! Вылезти будет трудно. По одному берегу вертикальная скала, по другому — ледяные торосы. И течение бешеное. Раскатает, как котёнка в стиральной машине.

За очередным поворотом стало чуть потише. На берегу каты стоят, зачалился около них. Это была группа, ушедшая сутки назад. Слегка удивились, когда узнали, что расстояние которое они шли почти сутки я прошёл за полтора часа. Они всё ещё торопятся. Решили идти пешкой через замёрзшее болото в сторону ж/дороги. Пока проводили разведку, вода поднялась ещё на метр, и твёрдая болотистая поверхность скрылась под водой. Хорошо, что не пошли.

В зоне видимости очередной завал перекрывший реку. Уже из унесённых деревьев вперемешку с ледовыми торосами. Пока ждали прорыва, уже стало темнеть. Народ расслабился: поняли, что у них несколько увеличиваются майские праздники. В общем, встали на стоянку, изобрели большущий костёр, чтоб лёд быстрее растаял. Дальнейший вечер прошёл в дружеской обстановке с радостными воплями.

На следующий день опять вода, валы, прижимы. Мимо чего-то пролетаю я, что-то пролетает мимо меня… В таком режиме просвистел до Пашии. Перед «прижимом» (нагон воды на отвесный (обычно скальный) берег на повороте реки. — Прим. ред.) выбросился на левый берег рядом со стоящим катом. В «прижим» лучше не лезть.

Вода поднялась ещё и под последним перед порогом мостом пройти невозможно. Если стартовать с левого берега, то продерёшь шкуру об кирпичи и арматуру, а правый берег крутой и сразу попадаешь в прижимную струю. А успеешь ли из неё выйти? Неизвестно! Борзеть не стал, обнёс.

Пошёл дальше. Там, чуть ниже, есть классная стоянка. У меня там запланирована днёвка. Дошёл. Точнее, выполз на дрожащих коленках. Кайф! Поляна без снега. Значит сегодня палатку поставлю и буду жить как нормальный турист.

Утром солнышко, ветра почти нет! Полный балдёж! Отвалялся, отоспался, просушился. Погулял по окрестностям, куда пройти можно. В лесу снегу по пояс. А вода поднялась ещё на метр. А на рассвете тучки поползли. И ветерок раздувается. Надо бы дальше двигаться, пока почти тихо.

Дальше начинаются острова по реке, оставленные драгой. Между ними мощный бурлящий поток и пороги, образовавшиеся из «прилетевших» сверху деревьев.

Всё, весло в руки и не расслабляться! Километров через тридцать будет кордон. Вот до него и идём.

Начался мелкий дождь, от реки поднимается пар. Видимость — метров пятьдесят. Чтоб не пролететь мимо, «крадусь», если можно так сказать, ближе к левому берегу с зигзагами вокруг островов. Стараюсь не разгоняться. И так тащит, как под мотором.

Смотрю, над туманом труба торчит. Добрался! Сейчас бы зачалиться поаккуратнее, чтоб не влететь никуда. Получилось! Вылез на берег, заглянул в дом, а там Кузьмич!

Узнал, обрадовался, затащил в дом! Я чуть попозже сбегал за спиртиком, а у него каша перловая поспела. За разговорами время прошло, дождь закончился. Пришла кошка Муська, принесла мыша на закуску, сознательная!

Первая ночевка

На ночь остался в доме на радость кошке. Рюкзаки затащил под навес. Лодку привязал.

На следующий день стали подходить другие команды. Тут же встала группа из Ижевска. А ближе к вечеру в трёхстах метрах выше на завале вдребезги «разложило» катамаран, не сумели вырулить.

Их напрямую прибило к брёвнам, сломало раму, потоком притопило корму и кильнуло через спину. Троих унесло в протоку, четверо по кустам повисли. На их счастье сзади шла команда на двух катах, подобрали всех.

Вечером рядом выбросились три парня на двух рыбацких лодках. У каждой лодки по одному баллону пробито. Как они говорят, дошли на «честном слове» и до первой поляны.

Ох, Кузмич. Ну, будь здоров! Давай на посошок, и пошёл я.

До конечного пункта примерно 58 км. Хотелось бы встать где-нибудь километров за 20 до города, но все стоянки подтоплены, а другой берег крутой. И пролетел я это расстояние за два часа по такой воде. Аж сам офигел, когда дома увидел. Ну, за полкилометра от моста нашёл хорошую стоянку на левом берегу, там и заночевал. Костёр разводить побоялся: вокруг столько сухой травы, если полыхнёт, даже убежать не успею.

Идти мне до антистапеля (места упаковки туристического снаряжения. — Прим. ред.) всего-то километр. Упаковал свой экипаж. Поехали! Долетел за десять минут.

При заходе на стоянку слегка расслабился. Вдоль берега сильная струя. Разогнался по ней и с резким разворотом зарулил к берегу. В этот момент кормой задеваю какой-то куст, вираж затормозился, струя бьёт в борт и. оверкиль (перевернулся. — Прим. ред.)! Посмотрел вслед уплывающей последней пачке сигарет. А до окончания маршрута осталось всего-то восемь метров. Довыпендривался, блин!

Влез на лодку и в перевёрнутом положении подгрёб к берегу.

На улице тепло. Часа за три просушился, собрался, потопал на вокзал. По пути заглянул в магазин. Затарился хлебом, пивом и сигаретами.

Уже на вокзале узнал, что для кого-то весенний поход на Вижай оказался трагическим.

Ночь переночевал на вокзале. Утром уехал в Пермь. А там поезд домой!

Всё-таки быстро всё закончилось.

В прошлом году Александр отправился покорять Ямал и его приняли за зэка, убегающего от снежного человека.

Илья Леонов
Меня зовут Илья, и я автор этого блога! Мне 37 лет, живу в г. Санкт-Петербург, воспитываю сына. Я простой путешественник - люблю туризм и хочу делиться с читателями интересными местами нашей планеты :)
Оцените автора
Дневник Туриста
Добавить комментарий