Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Сила тяжести, архитектор, описание, фото, где находится, как добраться

Александровская колонна в Санкт-Петербурге: краткое описание, история, фото

Подготовительные работы

Пока в финском карьере Пютерлакса выламывали и обрабатывали заготовку для колонны, на Дворцовой площади велись подготовительные работы. Делали фундамент, строили пристань для разгрузки монолита, устанавливали пьедестал для колонны, строили леса и механизмы для подъёма готового стержня памятника.

Александрийский столп – памятник императору

Александрийский столп на Дворцовой площади: почему выбрали это место?

Место Александровской колонны на плане Дворцовой площади

План Дворцовой площади в С-Петербурге с указанием места Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана. Источник: https://www.rcoins.com/images/stories/articles/26/aleksandrovskaya-kolonna_14.jpg

Местом установки колонны Монферран выбрал пересечение оси от арки Главного штаба к средним воротам Зимнего дворца с осью проезда между зданием Штаба и Певческим мостом. Место выбирали с целью создать лучший вид на колонну из окон царского дворца. Она находится на равном расстоянии от внутренних углов здания Штаба (около 115 м), от Зимнего дворца на расстоянии 100 м, от арки Штаба — 140 м. Надо отметить, что своим расположением колонна великолепно гармонирует по композиции и геометрическим данным с окружающими зданиями. (Н.П.Никитин, «О.Монферран», Лен-д, 1939, стр. 235-236).

Учитывая опыт устройства фундамента Исаакиевского собора, Монферран понимал, что устойчивость памятника зависит от прочности фундамента. Поэтому он очень аккуратно строил основание для конструкции колоссальных размеров.

История

История колонны начинается во времена правления императора Николая I, который пожелал увековечить память о своем брате – Александре I. В 1832 году колонну подняли 2 000 солдат. Использовались только канаты и ручной труд. В течение 2 лет длились различные доработки.

Александровская колонна СПб

30 августа 1834 года, в день Святого Александра Невского, состоялась церемония торжественного открытия. Ангела на верхушке колонны жители Петербурга сразу же окрестили своим хранителем.

Колонна считалась «той вертикалью, что определяет величие России». Почти сразу на стала восприниматься и как памятник основанию российского государства.

Император называл ее «Столп Николая I Александру I», подражая Екатерине Великой и своему отцу Павлу, украшавших выдающиеся скульптуры памятными надписями

После революции 1917 года Александровская колонна чудом уцелела. На главной площади бывшей императорской столицы планировали устроить погост, а вдоль Зимнего – мемориальные могилы. Однако 600-тонная колонна просто так не падала. К счастью, весной 1918 года правительство переехало в Москву, и колонну оставили в покое.

Александровская колонна на Дворцовой площади

В 1924 году, после смерти Ленина, власти приняли решили водрузить на Александровскую колонну вместо ангела с крестом статую великого вождя тов. Ленина. Всю нелепость этой идеи донес до верхов правительства Луначарский – тогдашний нарком просвещения. Так колонна уцелела во второй раз.

В 1952 году было совершено еще одно «покушение» на Александровскую колонну. В ряду сталинских переименований улиц, площадей, проспектов, на нее планировалось установить бюст И. Сталина. Однако из-за смерти вождя в марте 1953 г. такая идея потеряла всякий смысл.

Торжественное открытие Александровской колонны на Дворцовой площади

Александрийский столп был торжественно открыт на Дворцовой площади 11 сентября (30 августа по старому стилю) 1834 года. В церемонии участвовали государь и всё царское семейство, а также дипломатический корпус, стотысячное русское войско и прочие военнослужащие отечественной армии.

Знаменательное событие сопровождалось богослужением у подножия колонны под открытым небом, которое проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже, в день Православной Пасхи 10 апреля 1814 года.

Как устанавливали Александровскую колонну?

выгрузка Александровской колонны

Фрагмент рисунка из альбома Монферрана. Выгрузка Александровской колонны. Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/kak-gruzili-aleksandrovskuiu-kolonnu-5cf600894db61900af2c52a5

Работы по отделению от скалы нужного размера куска гранита длились 13 месяцев, с лета 1830 по сентябрь 1831 года. На месте ей придали нужный вид и построили специальную пристань для погрузки, чтобы судно не перевернулось.

Трудность задачи заключалась в весе (около 700 тонн) и монолитности груза. Предстояло это сделать впервые. Не обошлось без ЧП (чрезвычайного происшествия): колонна обрушилась на самый край судна и накренила его. В статье “Как грузили Александровскую колонну?” есть описание процесса и рисунки судна между двумя причалами, рабочих в опасный момент, крен баржи. Погрузка состоялась 19 июня 1832 года.

ЧП во время погрузки Александровской колонны

ЧП во время погрузки заготовки для стержня Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана. Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/kak-gruzili-aleksandrovskuiu-kolonnu-5cf600894db61900af2c52a5

12 июля 1832 года будущий “Александрийский столп” (Александровскую колонну) разгрузили на Дворцовой набережной. Посмотреть, как невозможное становиться возможным, пришли тысячи людей и царь с цесаревичем. Операция длилась всего 10 минут.

Для перемещения колонны от причала к месту установки построили специальную дорогу. Понадобилось около 40 дней, чтобы закатить её на высоту 10,5 метров и уложить на помост.

Александрийский столп перед установкой

Будущий Александрийский столп Петербурга лежит на помосте перед установкой. Рисунок из альбома Монферрана.

Техническая часть, такая как конструкция лесов и опорной рамы, блоки для облегчения веса (полиспасты), сам способ, толщина канатов на лебёдках приводятся в статье “Подъём Александровской колонны: подготовка”. Она даёт ответ на вопрос: «Как ставили Александрийский столп на Дворцовой площади?»

День установки 30 августа (по старому стилю) Николай I выбрал не случайно — это именины Александра I.

Обвязка колонны для подъёма. Рисунок из альбома Монферрана

План расположения лебёдок (кабестанов) для поднялия колонны

Салазки и крепления для передвижения и подъёма Александровской колонны. Рис. из альбома Монферрана

План пандуса для передвижения и подъёма Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана

Установка Александровской колонны. Рисунок Монферрана

Акварель Г.Гагарина «Александровская колонна в лесах.1832-1833» Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/podem-aleksandrovskoi-kolonny-kak-eto-bylo-5d2d850e998ed600acf9c350

Если сказать коротко, то колонну подняли, подержали в подвешенном состоянии до полной остановки колебаний и опустили на пьедестал. Подробное описание этих событий ищите в статье “Подъём Александровской колонны: как это было”. В ней содержатся сведения (на основании записей Монферрана) о механизмах, о порядке расстановки рабочих при подъёме, о том, как в критический момент обломился один из шкивов и рухнул на публику, о наблюдавших за работой гостях.

Операция началась в 2 часа и длилась 100 минут. На следующий день приступили к разборке деревянных конструкций и каменного основания для них, оставили необходимую часть для дальнейших работ. В Эрмитаже находится картина русского художника-любителя Григория Григорьевича Гагарина “Александровская колонна в лесах. 1832-1833.”

Ещё 2 года прошло до момента открытия памятника 30 августа 1834 года (по старому стилю). За это время около 200 человек отшлифовали поверхность стержня, установили фигуру ангела и украсили барельефами пьедестал.

В 2002 году во время реставрационных работ волоконно-оптический эндоскоп и ультразвук помогли обнаружить неизвестные факты о строении памятника. Кроме трещин в граните нашли, что стержень в основании имеет прямой конус, а пьедестал (под основанием) — обратный. Это интересное инженерное решение значительно упростило монтаж стержня и распределило нагрузку на основание и постамент.

По мнению Н.П. Никитина, Александровская колонна — лучшее произведение Монферрана — обладает большими художественными достоинствами. Она представляет из себя гладко полированный гранитный стержень колоссальных размеров, стоящий на монументальном пьедестале.

Римско-дорическую бронзовую капитель Монферран украсил иониками и бусами.
На абаку поставил бронзовую композицию: круглый цилиндрический пьедестал с полусферой, на ней — статуя ангела.

Александрийский столп в Санкт-Петербурге

Александрийский столп (Александровская колонна) в Санкт-Петербурге

Базу колонны и пьедестал под ней автор отделал тёмно-зелёной бронзой. Всё сооружение покоится на красном гранитном стилобате с 3 ступенями, стоящем на площадке из той же породы камня высотой в одну ступень.

Блестящая поверхность стержня колонны, монолитного цоколя и стилобата прекрасно гармонирует с тёмно-зелёной патинированной бронзой. Массивность и, одновременно, удивительная лёгкость пропорций стержня колонны находятся в гармоничном сочетании с тонами отдельных частей сооружения.

Особенности композиции

Колонна держится на основании без внутренних креплений. Собственная тяжесть притягивает ее к центру Земли. Радиальная геометрия земной сферы позволит понять, как не падает монолитный фуст, не прикрепленный к фундаменту.

Несмотря на массивность и материал, колонна кажется легкой и невесомой, словно взмывающей вверх. Причина – в ее идеальных пропорциях: высота и диаметр соотносятся как 84:12, т.е. 7:1. Использован энтазис – прием древней архитектуры, с уменьшением диаметра снизу вверх, так что создается эффект стройности.

Александровская колонна СПб

Великолепие пропорций колонны обеспечивает прекрасный вид со всех сторон обозреваемой вертикали

В основании колонны – величественный постамент из каменных гранитных блоков и тесовой кладки, украшенный 4 бронзовыми барельефами и надписью «Александру I – благодарная Россия». В центре бронзовая шкатулка, наполненная старинными монетами начала XIX в.

На барельефах помещены:

  • аллегории Мира и Изобилия, Мудрости и Правосудия
  • изображения воинских доспехов
  • лавровые гирлянды, которые поддерживают 2-главые орлы, и венок из лавра
  • 2 фигуры — женщина и старик, олицетворявшие реки Вислу и Неман, которые сыграли определяющую роль в победе русской армии

Александровская колонна Дворцовая площадь

Колонна увенчана фигурой ангела, который обнимает руками большой крест. Скульптура имеет высоту 4,2 м, крест – 6,3 м. Автор Борис Орловский заимствовал изящество позы ангела у русских балерин.

Эскизы и изыски Монферрана

Французский архитектор сразу отказался от варианта со скульптурным монументом, осознавая тот факт, что даже самый гениальный памятник, не обладающий колоссальными размерами, просто потеряется в ансамбле Дворцовой площади и не будет выглядеть ей под стать и достойно.

Монферран думал поставить гранитный обелиск, в древнеегипетском исполнении, на гранитном цоколе. В работе автора указывалось, что обелиск своей высотой обязан был превзойти все известные в мире монолиты. Однако эту идею отверг царь, а Монферрану было велено рассматривать колонну в качестве наиболее подходящей формы памятника.

Покушения на Александровскую колонну

После революции 1917 года памятник царю смущал правительство большевиков. Самым первым предложением было «Снести!», вместо него на Дворцовой площади устроить мемориальное кладбище. Но то ли из экономических соображений, то ли из-за переноса столицы в Москву, колонну не тронули. Кладбище появилось у стен Кремля.

После смерти Ленина в 1924 году власти Петрограда решили заменить ангела на статую вождя. Но и в этот раз отказались от затеи. Нарком просвещения А. Луначарский убедил всех в нецелесообразности мероприятия.

В 1952 году в порыве идеологической пропаганды в Ленинграде решили установить на колонне бюст Сталина. И опять не получилось. В этот раз — из-за смерти Сталина.

Где находится

Адрес

Метро

  • Адмиралтейская
  • Невский проспект
  • Гостиный двор

Как добраться

К Александровской колоне легче всего выйти с Невского проспекта, свернув на Малую Морскую улицу к знаменитой Арке Генерального штаба. Она видна с самого Невского. Если пройти под аркой, открывается панорамный вид на просторную и сдержанную Дворцовую площадь и на Александровскую колонну в центре нее.

Как спасли Ангела от падения?

В 2002 году при осмотре памятника специалистами в цилиндре постамента статуи обнаружили до 3 тонн воды. От давления цилиндр принял форму бочки, а скрепляющий раствор полностью разрушился и превратился в песок. Реставраторам пришлось его буквально выметать щёткой.

С учетом того, что некоторые соединительные болты отсутствовали, а вода продолжала проникать внутрь, оставалось немного времени до падения ангела. Этого не произошло благодаря реставраторам. Что ещё обнаружили реставраторы при обследовании памятника, читайте в статье Тайны Александровской колонны.

Куда сходить и что посмотреть в Санкт-Петербурге

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Александровская колонна в честь какого события установлена?

надпись на александровской колонне

Надпись на пьедестале Александровской колонны на Дворцовой площади

Александровская колонна: стиль

Архитектурный стиль памятника — ампир. Это поздний этап классического направления, который отличает торжественность и парадность, от французского слова empire — империя.

За счет чего держится Александровская колонна? Может ли она упасть?

Колонна никак не укреплена. Хоть её и ставили на слой раствора, но держится она только за счёт собственного веса, фундамента и тщательной центровки.

Ростральные колонны
в Санкт-Петербурге

Ростральные колонны, которые давно стали символом северной столицы, расположены на знаменитой Стрелке Васильевского острова — в самом сердце Санкт-Петербурга. Две достопримечательности высотой 32 метра возвышаются с обеих сторон от Биржевого сквера на расстоянии чуть больше 200 метров друг от друга. Они символизируют силу и мощь морского флота России. Эти качества олицетворяют монументальные фигуры, которые помещены у подножия триумфальных колонн. Раньше они играли роль маяков, а сегодня их зажигают только по знаменательным событиям и в дни «Алых парусов».

Все экскурсии по Санкт-Петербургу обязательно включают знакомство с Ростральными колоннами. Туристы со всего мира спешат увидеть эти величественные произведения архитектурного искусства. А местные жители любят собираться в праздничные дни и фотографироваться у подножия скульптур. В летний сезон рядом с колоннами открываются кафе, где можно посидеть и насладиться прекрасным видом вокруг.

Вид сверху на Ростральную колонну, © A.Savin

История Ростральных колонн в Санкт-Петербурге

Триумфальные колонны были возведены в 1810 г. Их строили в одно время со зданием Биржи, которое находится рядом с колоннами. Над проектом работал Тома де Томон — архитектор родом из Франции, которому принадлежит идея украсить колонны рострами, что в переводе с латинского означает «носы кораблей». В связи с этим их и стали называть Ростральными.

Маяки

Сначала колонны играли роль маяков. Их зажигали ночью и при сильном тумане, чтобы осветить путь судам. Всего колонн две. Южная указывает путь к Большой Неве, а северная — к Малой. В старину маяки зажигали с помощью конопляного масла, которым наполняли специальные чаши. Поднимались к ним по винтовым крутым лестницам, расположенным внутри.

Освещение

Горящее масло давало огромный столб пламени, но огоньки летели на головы прохожих. В связи с этим в 1896 г. было принято решение к Ростральным колоннам подключить электричество. Однако такой способ освещения оказался слишком дорогим, поэтому после революции они долгое время не горели. В 1957 г. к маякам был проведен газ. Сегодня огненные столбы, поднимающиеся над колоннами где-то на 7 метров, можно увидеть только по праздникам.

Детали колонны: носы кораблей с русалками, © Ярослав Глухов

Реставрация

Со времени открытия маяков их три раза реставрировали. Первые работы проводились в начале XX в. Вторая реставрация состоялась по окончании Великой Отечественной войны, во время которой триумфальные колонны серьезно пострадали. Последняя реставрация осуществлялась в 1998—1999 гг.

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге: экскурсии и туры

Скульптуры и фигуры

Колонны украшены медными рострами, что означает носы трофейных кораблей, наяды и якоря. В основании колонн стоят по две статуи, которые были сделаны из пудостского камня. По одной из последних гипотез, они символизируют реки. Южная колонна украшена женской статуей, изображающей Неву, и мужской, которая олицетворяет Волхов. Мужчина держит кувшин, из которого льется вода, что означает реку.

У подножия северной скульптуры тоже есть две статуи — мужчина, который является символом Днепра, и женщина, изображающая Волгу. Кувшин держит тоже мужчина. И хотя многие придерживаются именно этой версии, сам архитектор утверждал, что скульптуры у подножия колонн символизируют богов моря и торговли.

Ростральные колонны — гордость Санкт-Петербурга, © Татьяна Лискер

Интересен тот факт, что три статуи были созданы французом Тибо, а Днепр — антверпенским мастером. Несмотря на это, они сделаны в одном стиле. Кстати, по первоначальному замыслу их хотели сделать из чугуна, но в то время литейные технологии были еще на слабом уровне развития, поэтому не нашлось мастера для такой работы.

Экскурсии по Васильевскому острову

Как добраться

Доехать до Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге, где расположены Ростральные колонны, несложно. Туда ходит общественный транспорт, а также можно воспользоваться услугами такси.

На речном трамвае

В Санкт-Петербурге между главными достопримечательностями курсируют речные трамвайчики. Сесть на такой трамвайчик можно на любом причале. Чтобы попасть к Ростральным колоннам, выходить нужно на пристани, которая находится на Стрелке Васильевского острова.

На метро

Ближайшая к достопримечательности станция метро — «Адмиралтейская». Она находится в 1,1 км от южной колонны. Путь к ней ведет через Дворцовый мост. Доехать до станции можно по фиолетовой ветке М5.

Статуя Волхова на Ростральной колонне, © Ярослав Глухов

На автобусе и троллейбусе

Рядом с Ростральными колоннами находится остановка «Биржевая площадь», куда можно доехать автобусами № 10, 191 и троллейбусом № 7. В 185 метрах к юго-западу от южной колонны есть остановка «Университетская набережная». К ней прибывают автобусы № 7, 24 и троллейбусы № 1, 10, 11. Чуть дальше находится остановка «Менделеевская линия», которая принимает автобус № 47.

На такси

Доехать до Ростральных колонн можно и на такси. В Санкт-Петербурге огромное количество разных служб. Стоимость проезда будет зависеть от расстояния, времени суток, класса автомобиля и других факторов. Наиболее популярные службы такси — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.

Ростральные колонны на панораме Яндекс-карт

Видео о ростральных колоннах в Питере

Александровская колонна
в Санкт-Петербурге

Колонна была воздвигнута в честь Александра I и его победы над Наполеоном. Все гости города обязательно посещают Дворцовую площадь, чтобы помимо других достопримечательностей посмотреть на этот величественный памятник архитектуры. А россияне со школьной скамьи знакомятся с ним благодаря стихотворению Александра Пушкина «Памятник», где он торжественно называет Александровскую колонну Александрийским столпом.

Фигура ангела, © Ant

Сила тяжести и высота

При одном взгляде на Александровскую колонну захватывает дух. И это неудивительно, ведь в высоту она достигает 47,5 метров. Александрийский столп на сегодняшний день считается самым высоким монументом в мире, который выполнен из цельного гранита, и занимает третье место по высоте среди всех монументальных колонн.

Александровская колонна весит 600 тонн. И тем удивительнее факт, что держится она на постаменте без дополнительных опор, а только благодаря своей силе тяжести. Первое время горожане боялись, что колонна может рухнуть, поэтому не гуляли возле нее. Чтобы их успокоить, архитектор памятника Монферран каждый вечер прогуливался вблизи него со своей собачкой.

Пьедестал и скульптура ангела

Вершина Александровской колонны украшена ангелом, который достигает в высоту почти 5 метров. Фигуру сделал Борис Орловский — русский скульптор, стараясь придать лицу ангела черты Александра I. Правая рука ангела вознесена к небу, а левой он держит крест, на который пытается взобраться змея. Эта фигура символизирует мир в государстве, наступивший после разгрома наполеоновской армии. По одной из версий, фигура ангела выбрана, потому что в семейном кругу Александра I называли «Наш Ангел». Кстати, по первоначальному замыслу архитектора он должен был быть позолоченным, но поскольку власти спешили с открытием памятника, от этой затеи отказались.

Барельеф на основании колонны, © Skif-Kerch

Особое внимание привлекает могущественный пьедестал, украшенный барельефами, которые удачно гармонируют друг с другом, создавая уникальный ансамбль. Центром композиции выступают две крылатые женщины, держащие в руках табличку с благодарственной надписью Александру I от всей России. Рядом с ними находятся символы двух рек — Неман и Вислы. Другие барельефы украшены символами Мира и Победы, Изобилия и Мудрости, а также Милосердия и Правосудия. Но особо выделяются двуглавые орлы, держащие в своих лапах гирлянды из лавра. Все рисунки для пьедестала изобразил Монферран, а уже по ним художники выполнили эскизы натурального размера, по которым скульпторы сделали формы для отливки.

Александровская колонна в Санкт-Петербурге: экскурсии и туры

История Александровской колонны

Первым поставить памятник Александру I предложил Фридрих Вильгельм IV, когда гостил в Петербурге. Также с таким предложением выступал Карл Росси — архитектор, который строил здание Главного штаба. Но официальный конкурс на создание проекта для возведения монумента был объявлен Николаем I в. 1829 г.

Проект Монферрана

Огюст Монферран принял участие в конкурсе и предложил построить гранитный обелиск по подобию обелисков Древнего Египта. Однако ему недвусмысленно указали, что памятник должен иметь форму колонны. Архитектор разработал другой проект, который и был реализован впоследствии. Его главной целью было возведение монумента, по высоте превышающего колонну, установленную в честь Наполеона на Вандомской площади в Париже.

Двуглавые орлы на ограждении вокруг колонны, © Ярослав Глухов

Строительство

Строительные работы длились 5 лет. Александрийский столп сделан из красного гранита. Обрабатывали его возле Выборга, а для доставки колонны в Санкт-Петербург использовали огромное судно, которое буксировали 2 парохода. Под основанием памятника находится более 1000 свай, достигающих в длину 6 метров.

Установка колонны

Чтобы поднять огромную колонну, пришлось сконструировать специальные леса. На это торжественное событие прибыл сам государь с семьей и собрались тысячи горожан. Удивительно, но колонну установили менее чем за 2 часа. В этом участвовали 2000 солдат и 400 рабочих.

Открытие памятника

Реставрация

Спустя два года после открытия Александровской колонны на камне начали образовываться светло-серые пятна. Николай I приказал осмотреть памятник, и в результате исследований выяснили, что на стадии обработки кристаллики гранита частично выкрошились, а оставшиеся впадины воспринимаются как пятнышки. До конца XX в. колонну реставрировали пять раз. Это были косметические работы. Последняя реставрация закончилась в 2003 г. Тогда оценить фронт работ помогли альпинисты, которые высадились на колонне с помощью специального пожарного крана.

Интересные факты

С Александровской колонной связано много интересных фактов. Все началось с момента ее открытия. Чтобы провести парад на Дворцовой площади, по проекту архитектора Монферрана построили Певческий мост. Неслучайно была выбрана и дата церемонии, ведь Александрийский столп открыли в день перенесения мощей Александра Невского в Санкт-Петербург. А он, как известно, считается небесным защитником северной столицы.

В годы революции отношение к Александровской колонне несколько изменилось. На праздники ангела закрывали красным колпаком или маскировали с помощью шаров. А во время перестройки газеты писали, что разрабатывается проект по установлению вместо ангела статуи Ленина. Кстати, позже многие СМИ утверждали, что планировалось поставить статую Сталина.

Одна из самых любимых традиций местных жителей связана с молодоженами. Считается, что жених должен пронести свою невесту на руках вокруг памятника. И сколько раз он сможет обойти колонну, столько деток у них и будет.

Как добраться

До Дворцовой площади, где находится Александровская колонна, можно добраться общественным транспортом — на метро, автобусах и троллейбусах. Также до нее легко доехать на такси. А еще около площади есть много пристаней, куда можно добраться на речном трамвайчике.

На метро

Удобнее и быстрее всего доехать до Александровской колонны на метро. Ближайшая к достопримечательности станция — «Адмиралтейская», к которой ведет фиолетовая линия. Она расположена чуть дальше чем в 300 метрах к юго-западу от памятника. Также недалеко от площади находятся станции метро «Невский проспект» (синяя линия) и «Гостиный двор» (зеленая линия).

Панорама: ангел, что венчает вершину Александровской колонны

На автобусе и троллейбусе

До Александровской колонны можно доехать и наземным автотранспортом. Примерно в 250 м к западу от нее расположена остановка «Дворцовая набережная», куда прибывают автобусы № 7, 10, 24, 191 и троллейбусы № 1, 7, 10, 11. В 325 м к юго-западу от колонны есть остановка «Метро Адмиралтейская». К ней можно доехать автобусами № 3, 10, 22, 27 и троллейбусами № 5, 22. Чуть ниже нее находится остановка «Адмиралтейский проспект», куда прибывает троллейбус № 17. В 520 м к юго-западу от колонны есть остановка «Исаакиевская площадь». К ней курсирует троллейбус № 5, а также маршрутка № 306.

На такси

Доехать до Александровской колонны можно и на такси. В Санкт-Петербурге работает много разных служб. Стоимость проезда включает расстояние, время суток, класс автомобиля и другие факторы. Наиболее популярные службы такси — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.

Читайте также нашу статью: Транспорт в Санкт-Петербурге

Дворцовая площадь и Александровская колонна на видео

Илья Леонов
Меня зовут Илья, и я автор этого блога!Мне 37 лет, живу в г. Санкт-Петербург, воспитываю сына. Я простой путешественник - люблю туризм и хочу делиться с читателями интересными местами нашей планеты :)
Оцените автора
Дневник Туриста
Добавить комментарий