Форты Кронштадта: фото, описание, история
Своеобразное ожерелье из фортов и батарей, расположенных в акватории Финского залива вокруг крепости Кронштадт, играло значительную роль в защите Санкт-Петербурга от врагов. Уникальное фортификационное решение таких искусственных сооружений — крупное достижение русских военных инженеров и строителей.
Сегодня же прежние оборонительные укрепления являются одним из интереснейших объектов в системе градостроительного образования Санкт-Петербурга и его пригородов.
Фильтр
Сколько всего фортов в Кронштадте?
Вокруг Кронштадта расположено множество островов-крепостей и большинство из них расположены на искусственном основании.
Форты и маяки Кронштадта в осеннем тумане
Туманные пейзажи Большого Кронштадтского Рейда
Зимняя аэро-экскурсия к фортам и маякам Кронштадта
Полетаем над кронштадтскими маяками и фортами, льдинами и рейдами 🙂
40 минут по льду к форту Обручев
Зимняя прогулка к самому крупному форту в Кронштадтской крепости.
Зимний поход на пороховой погреб Морского ведомства
Фоторассказ о старинном, расположенном в Финском заливе пороховом погребе.
Прогулка к форту Александр I «Чумный»
Знаменитый кронштадтский форт скованный льдом.
Отличная получилась фотосессия!
Экскурсия форт Северный №4 «Зверев»
Постапокалиптические пейзажи мощного химического пожара бушевавшего в 70 годах. Под высокой температурой плавились толстые кирпичные стены и перекрытия когда-то красивейшей крепости Кронштадта.
Чёрные клубы дыма стелились над заливом. Форт горел по несколько суток и тушить заброшенный форт никому не пришло в голову, а точные причины возгорания до сих пор неизвестны.
Сейчас всё это таится в тихой атмосфере заросшего лесом острова.
2-2,5 часа | 2500 Р /чел.
(Цены 2020 год)
Морская прогулка на быстроходном катере к фортам и маякам Кронштадта
За время прогулки Вы увидите все морские форты Кронштадта XIX века, а так же их спутники — маяки.
Всего в маршруте более 12 створных маяков и 6 морских фортов: Александр I (он же чумный), Пётр I, Кроншлот, Павел I, батареи Николаевская, Меньшиков.
У каждого объекта — остановка и интересный рассказ.
1-1,5 часа | 1500 Р /чел.
(Цены 2020 год)
Фотосессия на форте Павел І
Форт Пётр І подсветка фасада: фото
Малая вода у форта «Павел І»
Значительный отлив наблюдали на берегу форта Павел І. Нашли на дне несколько интересных вещей.
Форт Павел І: весенние пейзажи 2019
Лебеди в Кронштадте у форта «Риф»
Весеннее явление лебедей в Кронштадте.
Весеннее фото форта Александр
Фотографии с нашими туристами
Фотографии сделанные во время экскурсий на наших катерах и теплоходах.
Форт Северный №4 «Зверев»: как добраться
Самостоятельное посещение форта зимой.
Форт «Зверев» очень интересен с точки зрения совмещения фортификации, разных эпох вооружения и атмосферы техногенной катастрофы. У форта есть и другое имя — «Горелый».
Батарея «Демидов»: фото и история
Фотографии и краткая история батареи «Демидов».
Штормовые облака над фортом «Граф Милютин»
Пожалуй, такие облака как в Петербурге не увидишь больше нигде! Яркий пример — штормовое небо заставшее команду нашего катера на форте Милютин.
Фото-экскурсия на форт Павел I
Форт Павел І уничтожил мощный взрыв минного склада, расположенного на нём в 1923 году. До этого года форт Павел был самым мощным в комплексе оборонительных сооружений Кронштадта и нёс свою службу по прямому назначению до 1896 года. Однако в процессе эволюции артиллерии форт Павел морально устаревает и вооружение демонтируют.
1 час | 1000 Р /чел.
(Цены 2020 год)
Разрушенный форт Павел: осень 2017
Поздней осенью удалось побывать на живописных развалинах форта Павел 1.
После трагических событий в 1923 году, от крупнейшей в Кронштадте морской крепости, осталась лишь одна из семи башен на острове из битого кирпича.
Северный форт №6. Фото: осень 2017
Экскурсия: форт Южный №2 «Дзичканец»
Экскурсия к одному из самых небольших, но довольно интересных фортов Кронштадта.
На форту сохранились интересные объекты: пушка начала XIX века, архитектурные элементы вырезанные из гранита, старинный клёпанный котёл, орудийные тумбы.
1-1,5 часа | 1000 Р /чел.
(Цены 2020 год)
Форт Александр I «Чумный»
Строительство морского форта, Крымская война, инновационный бактериологический Институт — 170 лет истории самого известного форта Кронштадта.
Из цикла статей о Кронштадтский крепости.
Форт Южный №3 «Граф Милютин»: весна 2017
Морская прогулка к форту Александр I «Чумный»
Форт Северный №4 «Зверев»: зима 2017
Туманные пейзажи форта Константин
Из-за резкого перепада температур, Кронштадт, на несколько дней, погрузился в туман.
Зимний поход к форту Пётр I №2: 2017
Вторая зимняя прогулка в 2017 году к форту Пётр I.
Бонус: Передний створный маяк Большого кронштадтского рейда.
Зимний поход к форту Пётр I №1: 2017
Первый в 2017 году поход к форту Пётр I.
Форт Павел I «Рисбанк»
Новый форт был задуман как самое сильное укрепление Кронштадтской крепости. Форт Павел I являлся крупнейшим каменным фортом того времени.
С его масштабами может сравниться лишь его трагическое и быстрое разрушение.
Форт Пётр I «Цитадель»
Тревожно вглядывался в морскую даль царь Петр Алексеевич: шведов утихомирили, но надолго ли?
Так, всего за один год была возведена громада форта «Цитадель» и долгое время, вместе с фортом Кроншлот, несли они вахту на самом главном фарватере России.
Однако природа оказалась сильнее любого противника и после наводнения 1824 года всё пришлось начинать с начала.
Форт Кроншлот
Владея русскими берегами Балтийского моря в течение десятилетий, шведские правители так и не смогли до конца осознать, в чем состоит стратегическое значение острова Котлин.
Почти два столетия форт Кроншлот был ядром всей обороны Кронштадта. Инженеры-фортификаторы дивились мудрости и прозорливости Петра Великого, столь удачно выбравшего место для этой морской цитадели.
Форты Кронштадта на машине и пешком
Путеводитель по фортам Кронштадта.
Карты расположения фортов и схемы проезда к ним с фотографиями и пояснениями.
Самые интересные морские объекты Кронштадта и наиболее рациональные маршруты к ним сэкономят Вам много времени.
Пороховой погреб Морского ведомства: как добраться
Самостоятельное посещение форта зимой.
Грандиозное здание на гранитном основании с толщиной кирпичных стен до двух метров. Имеет сложную и продуманную систему вентиляции и обогрева казематов. Использовался как тюрьма для морских чинов.
Южный форт № 3 «Милютин»: как добраться
Самостоятельное посещение форта зимой.
Небольшой с виду, но очень интересный форт, где можно увидеть сохранившиеся лифты для подъема снарядов, дальномер, шахту под скрывающийся прожектор. Через весь форт, длинной более сто метров, параллельно идут две потерны. К ним примыкает множество помещений.
Открытие сезона экскурсий Южный Форт №3 «Граф Милютин»
Форт Император Пётр I: зима 2012
Обзор состояния форта Пётр I зимой 2012 года.
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.
- Главная
- Экскурсии
- Расписание
- Форты
- Маяки
- Кронштадт
- Наш катер
- Отзывы
- Контакты
К фортам Кронштадта
Как не прискорбно, но сейчас форты представляют собой грустное зрелище. За ними никто не следит и лишь некоторые приведены в более-менее пристойный вид, остальные разрушаются под действием времени. Печально, ведь это наша история и мы должны оберегать всё, что досталось нам от предков. Оберегать и гордиться!
Строительство и совершенствование фортификационных сооружений продолжалось в Кронштадте до начала XX века. В частности сооружался уникальный комплекс фортов Кронштадта. Форты на данный момент утратили своё военное значение, но остались самым мощным фортификационным комплексом на Балтике. Форты Кронштадта были созданы для защиты Санкт-Петербурга от возможного нападения врагов с моря.
Пётр I впервые реализовал идею строительства фортовой крепости, состоящей из ядра и дополнительных укреплений перед ней — фортов. Почему нужны были форты у острова Котлин? Россия боролась за выход к морю и чтобы надёжно преградить дорогу шведским кораблям к землям Невской Губы и Петербургу, Пётр решил дополнительно укрепить оборону Кронштадтской крепости.
Так, начиная с 1704 года до начала XX века для защиты Санкт-Петербурга с моря была построена цепочка крепостей — форты Кронштадта, состоящие из 21-го укрепления, семнадцать из которых расположены в Финском заливе.
На пароме «Рипербан» мы проплыли мимо некоторых из них.
Сам паром «Рипербан», как выяснилось, не совсем обычное судно. Во времена своей «молодости» он ходил по реке Рейн и принимал такие известные группы как «Queen», «The Beatles», «The Rolling Stones».
Виды во время путешествия открывались просто волшебные. Вода и небо взаимодополняют друг друга, цвет водных глубин зависит от цвета небесных просторов.
На борту я познакомилась с очень интересной женщиной. Оказалось, она экскурсовод и везёт свою группу на форт «Великий князь Константин». Мы разговорились и, вот так незаметно, для меня была проведена индивидуальная экскурсия по фортам Кронштадта.
Очень интенсивное движение было в этот день, по словам моего гида (к своему стыду, я так и не узнала её имя).
Первый форт Кронштадта — Кроншлот.
Осенью 1703 года шведы покинули Невскую губу и Пётр I сразу отправился в Финский залив для измерения глубин у острова Котлин. Он определил, что с севера и юга остров окружён валунами и мелями и корабли шведов смогут пройти к Петербургу только по узкому проливу. Пётр велел рубить крепость рядом с островом Котлин, чтобы заградить здесь проход кораблей. С осени на острове был заготовлен материал для строительства и в начале января 1704 года, когда лёд встал, начались работы по возведению первого укрепления. Делали ряжи — деревянные ящики, которые наполняли камнем и опускали под лёд. Они служили основанием крепости, модель которой сделал сам Пётр I. На каменном основании была также построена трёхъярусная деревянная башня. Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Пётр назвал Кроншлот — Коронный замок. Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов. Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами.
Форт «Император Павел I» был построен в 1801 году и располагался на два километра западнее Кроншлота. В 1923 году в результате пожара и взрыва, хранящихся на складах мин, укрепление было почти полностью разрушено, причём взрывы были не случайны. Из-за человеческой глупости мы лишились кусочка истории. Сохранились только остатки одной стены и лестничная башня.
Батарея «Князь Меньшиков» построена в 1843–1850 годах у входа в Купеческую гавань.
Форт «Император Александр I»
Его торжественное открытие проходило 27 июля 1845 года в присутствии государя Николая I. Начиная с 1897 года, здесь находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Все опыты проводили над животными. Их по трубе доставляли в форт. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось ещё Чумным.
Вход на его территорию был строго ограничен и с внешним миром сообщение выполнялось на пароходике с именем «Микроб». Несмотря на все ограничения, в 1904 и в 1907 году здесь вспыхнула эпидемия чумы. С 1917 года крепость снова была передана военным и какое-то время здесь располагались склады с оружием, а со временем она была заброшена.
В 2005 году укрепление передали Управлению делами Президента и здесь планировалось проведение саммита 2007 года, но по причине безопасности от этой идеи отказались. В это время появилась грандиозная идея создать здесь культурно-развлекательный комплекс с театральной сценой и музеем истории фордов, кафе, баром и ресторанами. Но в жизнь эти планы так и не были воплощены.
У Атлантического побережья Франции в Бискайском заливе между островами Олерон и Иль-д’Экс находится аналог крепости Александр I — форт «Боярд», построенный в 1857 году на песчаной отмели, который использовался как военный объект и тюрьма, а одно время служил только местом обитания птиц. Его размеры в два раза меньше размеров форта «Александр I». Крепость «Боярд» также прозябала и была заброшенной до середины 80-х годов, когда французское телевидение заинтересовалось ей и сделало её самой необычной телеплощадкой и телестудией мира, а игра «Форт Боярд», съёмки которой ведутся здесь, стала одной их самых популярных в мире.
Форт «Великий князь Константин», расположенный в береговой части острова Котлин, первоначально назывался «Двойная южная батарея». Он был построен в 1808 году в начале войны со шведами, когда возникла угроза приближения их союзников — английских кораблей. Тогда на отмели в северной части Кронштадтского рейда были построены батареи в два яруса для 45 пушек. В 1833 году Николай I назвал это укрепление Константин в честь своего семилетнего сына, который в пять лет был назначен генерал-адмиралом.
Здесь наша экскурсия переходила с парома на автобус. По многочисленным просьбам нам разрешили самостоятельно изучить форт «Константин». На самом деле ничего примечательного там не было, за исключением вида, открывающегося на Кронштадт.
Форты Кронштадта: как съездить на экскурсию?
Возведение первых фортов в Кронштадте начал ещё Пётр I, вдохновившись идеей одного из своих подданных.
Император прекрасно понимал их важность, поэтому в городе одно за другим возникали эти сооружения.
Первые из них были созданы для обороны в период Северной войны.
Форт – оборонительное сооружение открытого или закрытого типа для защиты государства, имеющее стратегическое значение. Не является полноценной крепостью, лишь входит в её состав.
Форты Кронштадта строили с 1704 по 1914 годы. Их оборона ни разу за всё время существования не была прервана.
Береговые
Константин
Именуется также Великий Князь Константин, название дал император Николай I в честь своего сына. Форт Константин построен в 1808 году для обороны города от британской флотилии. В то же время построена деревянная батарея, которая частично разрушена наводнением в 1824 году, однако в том же году её восстановили.
В начале пятидесятых годов девятнадцатого века было принято решение о ликвидации всех устаревших деревянных сооружений с целью их замены на каменные. Крымская война, начавшаяся в 1853 году, внесла коррективы в эти планы, поскольку строителям пришлось экстренно возводить временную деревянную батарею.
Всевозможным изменениям Константин подвергался вплоть до семидесятых годов XIX века – были построены казармы, дамба с железной дорогой и многое другое.
Реконструкция, благодаря которой площадь сооружения была увеличена, проводилась с 1896 по 1901 год. После Великой Отечественной войны форт был разграблен. В 80-ые сооружение превращено в автобазу, а в начале двухтысячных использовалось в качестве площадки для музыкальных фестивалей.
Форт Константин доступен к посещению ежедневно, в любое время года. Он находится в хорошем состоянии, поскольку с 2006 года является культурно-историческим центром. На территории расположены отель, яхт-клуб, веревочный парк и музей маячной службы. Информацию о посещении всех объектов смотрите на официальном сайте.
Петр I (Цитадель)
Был построен в 1721 году по приказу первого императора для защиты кораблей от обстрелов с моря.
После наводнения в 1824 году решено перестроить пострадавший деревянный форт в камне. Проектом занимался военный инженер Карбоньер, родившийся во Франции, но всю жизнь проживший в России. Николай I дал имя Петра Великого после его обновления, в 1833 году.
Близ бывшей Цитадели впервые использованы подводные мины во время Крымской войны. Во время Великой Отечественной из форта доставляли снаряды и вооружение в Ленинград, за что все работники позже получили медали «За оборону Ленинграда».
Недоступен для туристов, поскольку является охраняемым режимным объектом, на территории которого хранятся боеприпасы.
Шанец
Он же Щанц, Александровская батарея или Александр и Николай Шанцы. Создан в 1706 году, для обороны города во время Северной войны, долгое время являлся основным укреплением острова.
В конце XIX века проведена реконструкция форта, в ходе которой укрепление было модернизировано. С 1930 года не несёт оборонную функцию, во время Второй Мировой являлся базой одной из артиллерийских батарей. Участвовал в съёмках фильма «Батальонъ» в 2014 году.
Сейчас Шанец заброшен, состояние удовлетворительное, однако без сопровождающего, знающего это место, передвигаться по Александровскому форту не рекомендуется. На нем расположены заброшенные вентиляционные шахты, которые можно не заметить.
Форт Риф, он же – Александровская батарея, самая западная точка Кронштадта. Никогда не участвовал в военных действиях.
Первые укрепления на месте будущего форта появились в XIX веке, но позже они были разобраны для проведения строительства новых, экспериментальных укреплений, по типу которых в будущем строились укрепления по всей стране.
В начале XX века форт всё же был возведён и стал именоваться Александровским. После Великой Отечественной войны использовался в качестве хранилища для боеприпасов, которые позже были там же и ликвидированы. В то же время Риф разграбили, были уничтожены все металлические конструкции.
В 2014 году был открыт для посетителей, однако в 2017 году его вновь закрыли. Риф интересен своими подземными ходами и взрывными камерами, где утилизированы боеприпасы.
Посетить Риф сейчас можно, но только по предварительной записи на экскурсию на официальном сайте.
К береговым относятся еще Северные форты №1, 3 и 7, но о них пойдет речь позже.
Южные
Александр I (Чумной)
Форт Александр I
Форт Александр I располагается на искусственном острове. Строился с 1838 по 1845 годы.
В боевых действиях форт не участвовал. Название Чумной получил за то, что эксплуатировался в качестве лаборатории во время Третьей пандемии чумы, пережил две вспышки данного заболевания на своей территории. В начале двухтысячных участвовал в съёмках сериалов «Морские дьяволы» и «Фаворский».
Самостоятельно посетить Александр I нельзя. Это можно сделать в составе организованной экскурсии на теплоходе в период навигационного сезона.
Кроншлот
Кроншлот — первый форт Кронштадта, был создан по эскизу императора Петра I в 1704 году для обороны во время Северной войны.
После перестройки, которая закончилась в 1853 году, Кроншлот участвовал в Крымской войне. Перестал использоваться по назначению после изобретения дальнобойных орудий. Во время Великой Отечественной войны Кроншлот служил хранилищем для зенитных орудий и базой «Малых охотников».
Сегодня охраняется государством, в хорошем состоянии. Посмотреть на форт можно только с воды.
Батарея Князь Меншиков
Батарея Князь Меншиков
Решение о её создании было принято в 1826 году, но строительство началось почти двадцать лет спустя, в 1843 году, и продолжалось семь лет.
Батарея Князь Меншиков активно использовалась вплоть до 1896 года, когда стала бесполезной из-за модернизации орудий. После этого служила хранилищем. После Великой Отечественной войны была разобрана.
Недоступна для посещения. На экскурсиях её предлагают рассмотреть с моря.
№3 Южная батарея (Граф Милютин)
Форт Граф Милютин
Форт Граф Милютин построен в 1855-1856 годах, назван в честь соратника Александра II, графа Дмитрия Алексеевича Милютина. Другое название – Башенная батарея.
Внутри раньше располагались казематы и склады, фасад его напоминал замок, а не военную постройку. Перед Первой мировой Граф Милютин был обновлён. Принимал активное участие и во Второй мировой войне.
Форт №3 Южная батарея разрушен в советское время, однако постепенно восстанавливается и доступен для туристов. Добраться можно на экскурсионном теплоходе.
Император Павел I
Император Павел I — cамый крупный форт Кронштадта, по своим размерам не сравнится ни с одной крепостью. Другое его название – Рисбанк. Построен в 1801 году. После наводнения в 1824 году увеличен и обрёл второй этаж. Двадцать лет спустя был перестроен в камне, тогда же по приказу Александра I, был переименован в честь отца императора.
Император Павел I практически стёрт с лица земли в 1923 году, однако его уцелевшую часть использовали как укрытие во время блокады Ленинграда. Сегодня от него осталась одна башня в полуразрушенном состоянии. Экскурсии в форт совершаются.
Южные №1 и №2 (Дзичканец)
Оба форта Южный были созданы в 1855-1856 годах на искусственном острове. В №2 Южный (его еще называют Дзичканец) сохранились предметы XIX века: пушка, котёл.
Оба форта сейчас заброшены, не рекомендуются для самостоятельного посещения. Добраться до них можно только, используя водный транспорт.
Северные
Обручев
Другие названия форта Обручев – «В» и Красноармейский. Был создан в 1896 году. В 1913 году проведена реконструкция артиллерийских батарей. В 1919 году участвовал в подавление восстания против советской власти, а также в советско-финской и Второй Мировой войнах.
В пятидесятых годах прошлого века был заброшен и разграблен, в этом же состоянии находится и по сей день. Доступен для туристов только в составе организованной экскурсии на прогулочном катере.
Тотлебен
Форт Тотлебен построен в период с 1897 по 1913 год. Изначально именовался фортом «А», позже назван в честь героя обороны Севастополя, графа Тотлебена. В советское время переименован в Первомайский. Тотлебен принимал участие в советско-финской войне в 1939-1940 годах. Не используется в качестве укрепления с 1958 года.
До 2008 года у форта был неофициальный смотритель, Владимир Ткаченко, который следил за состоянием построек и даже создал музей истории на территории Тотлебена. Однако всё было разрушено вандалами, которые украли или уничтожили всё, что могли, разбили даже стёкла в окнах.
Сегодня Тотлебен заброшен, медленно разрушается. Можно посетить только на прогулочном катере.
Северные с №1 по №7
Северные форты были созданы для преграждения Северного фарватера, чтобы защищать территории империи с моря во время войны со Шведами. Первый, второй, третий, пятый, шестой и седьмой форты строились в 1855-1856 годах , а четвёртый – в 1864-1869 годах.
Форт Северный №7
Четвертый Северный является интересным, поскольку именно на его территории впервые было использовано асфальтовое покрытие. После начали асфальтировать улицы Петербурга.
Форты прошли реконструкцию под новые орудия в шестидесятые годы девятнадцатого столетия. Сейчас заброшены и разрушены. Четвёртый, пятый и второй Северный доступны для посещения на водном транспорте. До Седьмого Северного можно добраться самостоятельно на автомобиле. Остальные Северные форты закрыты для посещения.
Как добраться? Экскурсии
Чтобы добраться до фортов, необходимо доехать до Кронштадта, воспользовавшись любым подходящим видом городского транспорта или личным автомобилем. Перед поездкой стоит узнать, доступны ли форты для посещения, некоторые из них закрывают в определенное время года.
Форты Константин, Шанец, Риф и Северный №7 можно посетить самостоятельно, добравшись до них по дамбе на собственном автомобиле, такси и иногда на автобусе из Кронштадта.
Для посещения остальных фортов стоит воспользоваться групповой экскурсией на катере, пароме или теплоходе , которые отправляются из Санкт-Петербурга и Крондштадта. Интересно совершить индивидуальную поездку с гидом, где Вы узнаете исторические факты о фортах.
Зимой можно добраться до некоторых фортов пешком по льду, но этот способ не является безопасным.
Форты Кронштадта на карте с названиями
На карте указаны все форты Кронштадта, фото и описание которых указаны в статье.
За многовековое существование почти все форты были разрушены при разных обстоятельствах. Те, что уцелели, делятся сегодня на доступные и недоступные для посещения. Посетив первые, можно прикоснуться к истории и ощутить себя героем войны тех времён, когда форты выполняли свои основные функции.