Ростральные колонны, Санкт-Петербург — фото, скульптура, фигуры, история, где находятся, адрес, как добраться

Городская скульптура Петербурга. II часть

Продолжение первой части альбома «Городская скульптура Петербурга». Как бы я не старался, мне не охватить все творения скульпторов, которые трудились над оформлением города.

Московский парк Победы. Памятник Галине Улановой в Парке Победы (1).jpg
Московский парк Победы. Памятник Галине Улановой .
Кентаврёнок.Итальянская ул..JPG
Кентаврёнок на Итальянской ул.
Большая Московская ул., 5 Трубочист (3).JPG
Совершенно запущенный «Трубочист» на Большой Московской ул., 5 .
Колонны Славы (2).JPG
Колонна Славы.
PA280326.JPG

Чижик — пыжик. Был установлен 19 ноября 1994 года на Фонтанке, у Михайловского (Инженерного) замка рядом с 1-м Инженерным мостом. Скульптор Резо Габриадзе.

Загородный пр., 38 (3).JPG
Интересная скульптурная группа играющих детей в сквере на Загородном проспекте.
пр.Космонавтов (6).JPG
Эйфелева башня во дворе дома на пр. Космонавтов.
пр.Космонавтов (7).JPG
Триумфальная арка .
пр.Космонавтов (5).JPG
Лувр во французском дворике Петербурга.
DSC_0027.JPG
Мозаичный дворик.
Борьба Геркулеса с Антеем.JPG
«Борьба Геркулеса с Антеем». Горный институт.
Похищение Прозерпины Плутоном (1).JPG
«Похищение Прозерпины Плутоном». Горный институт.
Архитектор Джакомо Кваренги ..JPG
Ещё один бюст архитектора Д.Кваренги.
А.Собчак (2).JPG
Памятник А.Собчаку на Васильевском острове.
Памятник Ф.Дзержинскому (2).JPG
Памятник Ф.Дзержинскому .
Детям питерских рабочих (1).JPG
Детям питерских рабочих .
Скульптурная композиция Александровского сада..jpg
Ещё одна скульптурная группа детей в Александровском парке.
«Слепой ул. Правды (3).JPG
«Слепой» на ул. Правды .
Московский парк Победы (2).jpg
Ностальгические скульптуры Московского парка Победы.
Московский парк Победы (3).jpg
Ностальгические скульптуры Московского парка Победы.
Святой Апостол Петр. Александровский парк (3).jpg
А вот такой у нас апостол Пётр.
Малая Садовая ул (1).jpg

Кот Елисей. Грозной опасностью для изможденных блокадников стали несметные полчища крыс, которые нападали на полуживых людей. Городские крысы, привыкшие питаться человеческими отходами, потеряли основной источник питания, так как люди не могли позволить себе выбросить даже крошку хлеба. Голодные крысы стали одним из страшных кошмаров блокадников. Вскоре после прорыва блокады в Ленинград был направлен стратегический груз — 4 вагона дымчатых кошек из Ярославской области (дымчатые кошки считались лучшими крысоловами). 25 января 2000 года в память об этих событиях на Малой Садовой улице была установлена фигурка Кота Елисея.

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге — история, адрес, фото

Любой город можно безошибочно узнать по самобытности архитектурного стиля, по историческим местам и своеобразным строениям. Штрихи небольших, провинциальных городков известны только их жителям. В каждой стране назовут приметы своих крупных мегаполисов.

Достопримечательности городов столичного типа, таких как Санкт-Петербург, знают во всем мире – это их визитные карточки. Невозможно представить город Петра без Петропавловской крепости, Зимнего дворца, Адмиралтейства или Исаакиевского и Казанского соборов.

Жемчужиной же среди красот Питера является Стрелка Васильевского острова с монументальными ростральными колоннами.

История ростральных колонн

События, предвосхитившие появление в северной столице символов морских побед из Древнего Рима, восходят к XVIII веку, когда в 1733 г. с Берёзового на восточную оконечность Васильевского острова был перенесён морской порт.

ростральные колонны фото

Проект архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона

Для проектирования нового облика Стрелки был приглашён архитектор из Франции Жан-Франсуа Тома де Томон, которому потребовалось несколько лет для создания будущего проекта.

Задумка оформить порт в древнеримском стиле пришла к архитектору в 1801 году – здание Биржи должно напоминать античный храм, а морскую мощь России обязаны подчеркнуть древнеримские колонны с носами побеждённых кораблей.

ростральные колонны фото

Тома де Томон разработал несколько проектов архитектурного решения Стрелки, в которых роль колонн кардинально менялась от небольшого декоративного элемента до величественных действующих маяков в стиле классицизма.

Строительные работы

Начались работы в 1805 г. под патронажем Совета Академии художеств во главе с русским архитектором А. Д. Захаровым. По утверждённому проекту уровень Стрелки был поднят над Невой для защиты берега от наводнений. Вместе с тем Стрелка вдалась в русло реки на 100 м и приняла строго симметричные очертания.

Ростральные колонны в Питере заняли своё место с двух сторон полукруглого спуска к Неве, обрамляя небольшую площадь на Стрелке и подчёркивая своим величием значимость здания Биржи. Открытие колонн состоялось в 1810 г.

Высота сооружений составила 32 метра, за счёт чего их было прекрасно видно на достаточно большом расстоянии.

Являясь действующими маяками, каждая из колонн освещала дорогу кораблям, направляя их в Неву и в Малую Невку. Факелы зажигались по ночам и в туманную погоду до перевода порта с острова в 1885 г.

ростральные колонны фото

Технология создания колонн

Тома де Томон предполагал для скульптурных элементов использовать бронзу, считая этот металл долговечным и подходящим по статусу для отведённой колоннам роли. Но мастера того времени не обладали технологиями, позволявшими отлить столь грандиозные конструкции.

Для замены бронзы был предложен пудостский известняк, залежи которого находились недалеко от Стрелки. Этот минерал имеет ценное для скульпторов свойство: на стадии добычи из карьера он очень мягок и легко поддаётся обработке простыми инструментами.

Только действие воздуха и солнца заставляет камень твердеть, после чего он становится очень прочным.

ростральные колонны фотография

Но достоинство пудосского известняка одновременно является и недостатком, так как мастер не успевает проработать мелкие детали и передать структуру изображаемых материалов.
Сами колонны выложены из кирпича и покрыты штукатуркой.

Ростральные колонны описание

Каждая колонна опирается на гранитное основание со ступенями, на которых располагаются каменные изваяния из пудостского известняка: пара мужских и пара женских фигур. Тональность желтовато – серого материала эффектно подчёркивает терракотовую окраску самих колонн.

От ступеней к вершине на колоннах закреплены медные имитации ростр – носов кораблей, побеждённых в морских баталиях. Они попарно поднимаются четырьмя ярусами, каждая пара повёрнута перпендикулярно относительно предыдущей. Между рострами на колоннах видны медные же якоря. От времени металл приобрёл зелёный оттенок, что на красновато – оранжевом фоне смотрится особенно торжественно.

ростральные колонны фотография

В полости каждой колонны сооружены винтовые лестницы, ведущие на квадрат смотровой площадки. Здесь предусмотрено место для огромных чаш – жаровен, поддерживаемых металлическими треногами. Чтобы зажечь сигнальные огни, в этих чашах держали конопляное масло, и брызги от него постоянно обжигали проходивших мимо горожан.

В 1896 г. к жаровням подвели электричество. Но постоянное включение ламп требовало больших финансовых затрат, и привело к отказу от передового способа освещения.
С 1957 г. над колоннами в важные моменты загораются семиметровые газовые факелы.

Если вы планируете путешествие в Санкт-Петербург, то найти дешевые авиабилеты можно на Aviasales , а ж/д билеты на Poezd. Если же вы предпочитаете путешествовать туром, то самые выгодные предложения мы обычно находим на Travelata.

Фигуры у подножия ростральных колонн

Колоссальные скульптуры на ступенях ростральных колонн по замыслу архитектора олицетворяют величие и мощь Российского государства. Созданы они скульпторами из Франции Ж. Камберленом и Ф. Тибо. Работа над фигурами была завершена в 1811 г., позднее сдачи колонн.

Автор архитектурного ансамбля Ж.-Ф. Тома де Томон называл фигуры у основания ростральных колонн божествами моря и коммерции.

Народное предположение о том, что скульптуры олицетворяют реки России, не может быть документально подтверждено. У самих фигур слишком мало атрибутики, которая указала бы на аллегорию рек или категорично отвергла бы такое предположение.

скульптура

А пока учёные спорят о символическом значении фигур, экскурсоводы продолжают придерживаться красивой легенды, рассказывая гостям города, что скульптуры у южной колонны — «Нева» и «Волхов», а у северной – «Волга» и «Днепр».

Почему так названы?

Ростральные колонны – это творение скульпторов Древнего Рима. В те далёкие времена после грандиозных побед на море было принято воздвигать колонны в честь триумфа, которые украшали носами кораблей поверженных противников.

Ниже ватерлинии на носу римских кораблей прикреплялся таран в виде трезубца или аллегорической фигуры, назвавшийся ростром. От этого элемента название перешло на обозначение носа кораблей, а затем и на название колонны победителей.

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге – украшение Васильевского острова с интересной историей

Ростральные колонны, Санкт-Петербург

Ростральные колонны — удивительные архитектурные сооружения, которые украшают Стрелку Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Их внешний вид — отсылка к древнеримским традициям, когда высокие колонны было принято украшать носами пораженных вражеских кораблей. Так они становились символами морских побед.

Описание достопримечательности

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге — отдельно стоящие сооружения, которые действительно выполнены в виде колонн, но украшены не барельефами и росписью, а изображающими корабельные носы скульптурами.

Южная и северная колонны

Всего колонны две — южная и северная. Южная ориентирует на Большую Неву, а северная — на Малую.

Ствол каждой колонны украшают восемь корабельных ростр. Они расположены симметрично, в четыре ряда. Самые большие ростры находятся внизу колонн. Носы кораблей, в зависимости от расположения, указывают на воды Невы или на здание Биржи.

Колонны украшают по восемь корабельных ростр

Каждая пара ростр оформлена по-своему. На них можно увидеть морских коньков, рыб, голову крокодила, водяного.Также стволы колонн украшены большими рельефными якорями.

Скульптуры у подножия колонн

Подножие каждой колонны украшают две скульптуры — мужчины и женщины. Сам автор архитектурного сооружения говорил, что они олицетворяют божеств коммерции и моря. Однако это заявление не помешало появлению в народе различных легенд.

Скульптура мужчины

Одни считают, что это муж и жена — старожилы Васильевского острова, которые стали бессменными стражами своей малой Родины. Другие олицетворяют эти фигуры с российскими реками — Волгой, Невой, Днепром и Волхвом.

Материалом для изготовления скульптур был выбран известняк. Он быстро твердеет на открытом воздухе и хорошо противостоит негативным факторам внешней среды.

Женская скульптура

Интересный факт! Одна скульптура отличается от остальных трех более сложным силуэтом и выраженной динамичностью. Объясняется это легко. Одна фигура — работа Ж. Камберлена, а три других — Ф. Тибо. Каждый скульптор передал свое видение божеств.

Ростральные колонны внутри

Внутри Ростральные колонны полые и в каждой их них установлена лестница, чтобы можно было подняться до самого верха сооружения. Там находится смотровая площадка, где стоит большая чаша на металлической треноге.

Раньше в эту чашу наливали конопляное масло и поджигали. В результате колонны служили маяками для проплывающих мимо кораблей. В целях экономии, безопасности и простого удобства сейчас к площадке подведен газ, а вместо чаш используют горелки. Огромные фонари на вершине Ростральных колонн теперь зажигают только по поводу самых важных и торжественных событий.

История создания Ростральных колонн

Работа над колоннами началась в 1805 году и завершилась только через 5 лет. Их проект разработал французский рисовальщик и архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон. Изначально он создал несколько эскизов. В них постоянно менялись размеры объектов и их расположение, пока не был выбран лучший вариант.

19 век

Также в работе участвовал и Самсон Суханов, который выточил из гранита пьедестал для памятника Минину и Пожарскому в Москве. С медными элементами сооружений — рострами и якорями — работали мастера Корольков, Шапов и Васильев.

Что касается создания скульптур у подножия колонн, то совет российской Академии художеств поручил выполнение работ группе скульпторов. Но они выставили слишком высокую цену. В результате за гораздо меньшие деньги над фигурами трудились Ж. Тибо, И. Камберлен.

Ростральные колонны на фоне Зимнего дворца

Ростральные колонны уже отпраздновали свое 200-летие и давно стали визитной карточкой Санкт-Петербурга.

Реконструкции в разные годы

Большинство из них было выполнено наспех и без соблюдения технологии. «Заплатки» на колоннах делали из другого материала, а разницу скрывали под слоем краски. В качестве укрепляющих элементов использовали железные штыри, которые впоследствии сильно пострадали от влажного воздуха.

Первую значимую реконструкцию провели в 1947-1948 годах. Тогда произвели замену смотровых площадок, восстановили некачественно отремонтированные скульптуры. Однако используемые технологии опять же не отличались новшеством.

Элементы на колоннах

Более основательные и качественные работы провели в 1998-1999 годах:

  • скульптуры помыли, убрали сажистые загрязнения;
  • в качестве армирующих стержней использовали штыри из корундовой керамики;
  • специальным раствором укрепили известняковые скульптуры;
  • нанесли на фигуры составы, защищающие их от биологических поражений;
  • убрали элементы из чужеродных материалов;
  • закрепили недостающие детали из известняка.

В настоящий момент состояние Ростральных колонн на Васильевском острове хорошее, реставрация им не требуется.

Интересные факты

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге — это часть архитектурного ансамбля, который включает в себя и здание Биржи. Их проектировали и возводили одновременно.

Высота каждой колонны составляет 32 м, а высота пламени в газовой горелке — 7 м.

Русалка

В 2011 году южную колонну открыли неизвестные, которые сделали попытку попасть внутрь и зажечь горелку. К счастью, объект культурного наследия не пострадал.

Некоторые ученые сходятся во мнении, что Ростральные колонны не могли служить маяками, так как стоят на берегу реки, а не моря. Возможно, еще много лет назад их, как и сейчас, зажигали только в памятные даты.

Колонны Васильевского острова изображены на купюре 50 000 рублей 1995 года и 50 рублей 1997 года выпуска.

Видео: мини-экскурсии

Илья Леонов
Меня зовут Илья, и я автор этого блога!Мне 37 лет, живу в г. Санкт-Петербург, воспитываю сына. Я простой путешественник - люблю туризм и хочу делиться с читателями интересными местами нашей планеты :)
Оцените автора
Дневник Туриста
Добавить комментарий