Иволгинский дацан
Многоцветные крыши иволгинского дацана видны издалека: этот храмовый комплекс, признанный центр буддизма в России, встречает посетителей яркими красками и религиозно-философскими традициями, уходящими корнями в века. Дацан расположен на территории республики Бурятия и является памятником культуры и истории мирового значения.
В храме действуют правила буддийского этикета: запрещается поворачиваться спиной к статуям Будды и показывать на них пальцем, а также курить, сквернословить и громко разговаривать.
Немного истории
Дацан был построен в 1945 г., что до сих пор многих удивляет, — в сталинскую эпоху редко возводились культовые постройки такого размаха. 1951 г. храмовому комплексу был выделен собственный земельный участок, и началось строительство. Сегодня он включает 10 дацанов и дуганов, университет, медицинский корпус, оранжерею, вольеры для косуль и жилые помещения. Первое здание не было выдержано в традиционном буддийском стиле и представляло собой простой деревянный дом, возвышающийся в чистом поле. Позже дацаны начали строить с использованием китайско-тибетских элементов (многоцветность и загнутые вверх крыши), однако комплекс приобрел и местный архитектурный колорит — так, бурятские дацаны построены из дерева вместо камня, в них есть прихожие, защищающие внутренние помещения от зимних холодов.
Что посмотреть
Паломники и туристы начинают осмотр дацана с «гороо» — так называется обход священных мест в буддийской традиции. Совершается он нечетное количество раз по часовой стрелке, и для того, чтобы не знакомый с храмовым комплексом гость не заблудился, по всей его территории проложена специальная дорожка. Ламы с радостью проводят экскурсии для паломников, но при желании можно побродить по дацану самостоятельно. Главной достопримечательностью и гордостью храмового комплекса выступает нетленное тело ламы Даши-Доржо Итигэлова. Великий Учитель родился в 1852 г. и прошел тяжелый путь от послушника до ламы, а в 1927 г. впал в нирвану, завещав ученикам похоронить его и через 70 лет извлечь на свет. К удивлению ученых, присутствовавших при эксгумации, тело ламы не деформировалось, и ткани остались нетленны. Увидеть священные останки может любой желающий, но лишь 8 раз в году — во время больших буддийских празднеств.
В университете дацана обучаются около 100 послушников, с академической жизнью которых может познакомиться любой посетитель монастыря: по выходным преподаватели-ламы проводят открытые лекции.
Исследуя дацан, не стоит обделять вниманием ни одну деталь: все памятники, скульптуры и элементы несут глубинный смысл, понятный приверженцу буддизма и менее очевидный для простого обывателя. К примеру, хурдэ (молитвенные барабаны), в которых находятся свитки с мантрами, необходимо покрутить по часовой стрелке, а до камня с отпечатком ладони Зеленой Тары, напротив, нельзя дотрагиваться, не закрыв предварительно глаза.
Практическая информация
Адрес: Республика Бурятия, с. Верхняя Иволга, ул. Дорожная. Координаты: 51° 45′ 30″ N; 107° 12′ 12″ E.
Как добраться: из Улан-Удэ на автобусе № 130 с площади Банзарова до пос. Иволгинск (стоимость билета 30 RUB), далее пересесть на автобус Иволгинск — Дацан (15 RUB); на личном авто из Улан-Удэ — 30-40 минут по федеральной трассе А165.
Часы работы: свободный вход в светлое время суток. Посещение — бесплатное.
Иволгинский дацан: фото и история уникального места, как добраться
Буддизм ежегодно принимает в свои ряды все больше людей во всем мире. Эта религия кардинально отличается от других. Дело в том, что буддисты верят только в добро, они считают, что после смерти жизнь существует. И чтобы она была хорошей, нынешнюю нужно прожить правильно. Ведь, по их мнению, плохая жизнь порождает и плохую карму. В течение всей своей жизни буддисты должны руководствоваться проповедями Будды, касающимися «четырех благородных истин» и «восьмеричного пути».
Общая информация
Буддизм – одна из трех самых популярных религий в мире. Ее храмы называют школами для «Учений просветленного».
Буддизм сегодня исповедует основная часть проживающих в Шри-Ланке, Бирме, Лаосе, Кампучии, Вьетнаме, Сингапуре, Китае, Гонконге, Макао, Корее, Японии, в меньшей степени эта религия распространена в Непале и Индонезии. В нашей стране последователи Будды в большинстве своем живут в Бурятии, Калмыкии и Туве.
Общины верующих существуют также в Тюменской и Иркутской областях, в Забайкальском крае, в Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах. Основная часть приверженцев буддизма в нашей стране относится к школам Гэлуг и Карма Кагью.
В России буддизм стал получать распространение еще четыреста лет назад. Первые ламы пришли на нашу территорию из Тибета и Монголии. В 1741 году императрицей Елизаветой Петровной был издан указ, которым она официально признавала буддийскую религию.
Российский центр традиционной Сангхи
По всему миру храмы «просветленного» называются по-разному. Как правило, они бывают защищены от внешних воздействий, а их территория — закрыта со всех сторон, и только на входе установлены мощные ворота. По своей структуре буддийские храмы похожи друг на друга. В «золотом зале», или в кондо, помещены изображения Будды. Обязательная постройка – пагода, предназначенная для хранения останков Будды Шакьямуни — присутствует в каждом храме. Зачастую она состоит из пяти или трех ярусов. В ее центре находится главный столб, под которым хранятся останки Будды.
В России современным центром буддийской веры является Иволгинский дацан. Здесь же находится и резиденция Хамбо-ламы Пандито. «Монастырь Колеса учения» — так еще называют этот знаменитый буддийский комплекс.
Как добраться
Расположен этот храм среди бескрайних бурятских степных просторов в окрестностях одноименного населенного пункта.
Проще всего добираться в Иволгинский дацан из Улан-Удэ – столицы Бурятии. Доехав до Верхней Иволги, нужно пересесть на рейсовую маршрутку, которая довезет прямо до ворот храма. Весь путь занимает около полутора часов. Те, кто приезжает на собственном автотранспорте, придерживаются федеральной трассы А165, по которой до дацана можно доехать за пятьдесят минут.
История этого уникального места
До революции на территории нашей страны существовало несколько десятков буддийских храмов, однако к 1937 г. большинство из них закрыли или снесли.
История Иволгинского дацана берет свое начало еще со времен началась ВОВ. Тогда местная буддистская община, которой руководили ламы, вернувшиеся из лагерей и ссылок, смогла собрать невероятные по тем временам деньги – несколько сотен тысяч рублей, которые передала на нужды армии.
И уже после победы – в мае 1945 г. — народным комиссариатом Бурят-Монгольской АССР было издано постановление о строительстве буддийского храма в местечке под названием Ошор-Булаг недалеко от села Верхняя Иволга. По слухам, добро на это дал сам Сталин.
Строительство
Дацан начали возводить в прямом смысле посреди чистого поля. Изначально он выглядел как обыкновенный деревянный дом, однако уже к 1948 г. усилиями буддийской общины было возведено главное здание Иволгинского храмового комплекса. А еще через три года были построены сооружения, имеющие служебное и хозяйственное назначение, и жилье для учителей и монахов. С 1970 по 1976 год на территории комплекса были возведены Цогчен-Дуган, имеющий восемь стен, а также третий соборный храм — величественный Деважин Сумэ.
Описание
В отличие от аналогичных культовых сооружений, Тибета Иволгинский дацан возведен не из камня, а из дерева — одного из основных строительных материалов в Бурятии. Конечно, такое архитектурное решение выглядит несколько непривычным для тех, кто знаком с буддийскими храмами теплых азиатских стран. Однако Иволгинский дацан ничем не уступает им по красоте и изобилию ярких красок.
Такие элементы, как углы крыш, загнутые вверх, а также многочисленные статуи, изображения и изваяния вполне, типичны для подобного рода построек.
На территории комплекса находится десять храмов-дуганов и три ступы. В главном соборном дворце – Цогчен-дугане – возвышается статуя Будды Шакьямуни – духовного учителя всех буддистов. У его входа можно увидеть скульптуры львов. Интерьер богат изображениями на шелковых тканях.
В следующем храме-дворце хранится тело нетленного Хамбо-ламы Итигэлова. В его честь назван и сам дуган.
Кроме главного дворца, в котором сегодня находится тело учителя, на территории комплекса посетители могут увидеть немало интересного, например Чойра-дуган, предназначенный специально для коллективных молебнов, храм Зеленой Тары, Маанин-дуган, перед которым устроен вольер с косулями, тантрический Жуд-дуган, квадратный Сахуюсан-суме, посвященный защищающим буддистов гневным божествам и т. д.
Интересные факты
Главный храм Иволгинского буддийского комплекса был создан по аналогу другого бурятского дацана — Янгажинского, проект которого был разработан и претворен в жизнь при участии самого учителя Хамбо в 1906 г. В 1991 г. после развала СССР на базе «Монастыря Колеса учения» появился университет — первое высшее учебное заведение, которое было создано специально для студентов-буддистов, изучающих философию, медицину, тантрические практики и иконографию.
2002 г. стал особо знаменательным для этого храмового комплекса. Именно тогда обрел тело пребывавшего в нирване ламы Иволгинский дацан. Итигэлов, нетленная земная оболочка которого содержится для максимальной сохранности в отдельном здании, является реликвией этого буддистского центра.
Хуралы
Посещение «Монастыря Колеса учения» позволяет познакомиться с одной из самых древних религий мира. Те, кто приезжает в Иволгинский дацан (Бурятия), судя по отзывам, обретают гармонию, получают ответы на волнующие вопросы и просто отдыхают от мирской суеты. Многие туристы, приезжающие в Бурятию, стараются в первую очередь посетить именно этот буддийский храм. Его посещают все, вне зависимости от вероисповедания. Более того, практически во все туристические туры по республике включен в первую очередь Иволгинский дацан.
Расписание хуралов представлено на официальном сайте и в информационно-визитном центре при монастыре. Если нет возможности лично прийти туда, можно позвонить по бесплатному телефону, указанному на сайте. Хуралы Иволгинского дацана можно посещать ежедневно. Особенно многолюдно бывает в храме в праздники.
История Пандито Хамбо-ламы XII
Хамбо-лама Итигэлов являлся духовным лидером бурятских буддистов. Считается, что он появился на свет в 1852 г. на территории нынешнего Иволгинского региона. Его родители умерли, когда будущий лама был еще маленьким ребенком. В пятнадцатилетнем возрасте Итигэлов пришел в Анинский дацан, где более двух десятилетий изучал буддизм. В дальнейшем он стал религиозным деятелем. В 1904 году его назначили настоятелем одного из буддийских храмов Бурятии, а в 1911 г. выбрали двенадцатым Пандито Хамбо-ламой.
Считается, что когда в июне 1927 года Итигэлов решил уйти в нирвану, он предварительно дал указания своим монахам спустя семьдесят пять лет взглянуть на его тело. Его поместили в саркофаг из кедра и погребли в позе лотоса сидящим. Именно в таком положении он пребывал все время после своего ухода до того, как его вытащили и препроводили в Иволгинский дацан. Итигэлов, вынос тела которого происходит восемь раз в году, является загадкой для ученых. Дело в том, что после ухода его дважды осматривали ламы — в пятидесятых и семидесятых годах прошлого столетия. И оба раза они приходили к заключению, что тело Пандито Хамбо-ламы XII не подверглось изменениям.
В сентябре 2002 года Аюшеев — тогдашний Хамбо-лама — вместе с другими монахами вытащил куб, в котором сидел Итигэлов. Сразу же после поднятия тела ученые взяли некоторые элементы его биологических тканей. Лабораторные исследования и анализы показали удивительную вещь: ткани Пандито Хамбо-ламы не подверглись омертвлению. Однако в 2005 году дальнейшее изучение феномена Итигэлова было прекращено. Исследования запретил Аюшеев. Лама Иволгинского дацана, который ухаживает за телом Итигэлова, утверждает, что у него постоянно изменяется температура. Более того, у него на лбу периодически появляется испарина. Увидеть Нетленного Учителя и поклониться ему можно восемь раз в году. Во время важных религиозных праздников, когда проводятся торжественные хуралы в Иволгинском дацане, Итигэлова можно увидеть и получить его благословение.
Что можно увидеть
Посещающие этот буддистский комплекс туристы могут самостоятельно крутить вращающиеся молитвенные барабаны – хурдэ, вешать на ветках деревьев и кустов цветные кусочки тканей с текстами определенных мантр, с именами людей или особыми пожеланиями, которые непременно услышат божества. На специальных алтарях — хадаки — многие оставляют ритуальные синие шарфы: считается, что они символизируют гостеприимство и бескорыстие.
На территории Иволгинского дацана есть волшебный камень. Согласно древним преданиям, к нему однажды прикасалась сама Зеленая Тара-прародительница всех Будд. Говорят, что эта реликвия имеет колоссальную силу и даже способна исполнить любое желание. Причем это можно проверить сразу. Для того чтобы узнать, сбудется желание или нет, человеку нужно отойти от камня на десять шагов, закрыть глаза и с вытянутой рукой направиться навстречу этому артефакту. Если люди попадают точно в него, при этом не столкнувшись с другими препятствиями, то загаданное произойдет непременно.
Правила
Перед тем как посетить Иволгинский дацан, человек должен осознать, что он едет не только в музейный комплекс, но и в действующий буддийский монастырь. Поэтому посещение такового предполагает соблюдение определенных требований. Запрещено курить и употреблять алкогольные напитки на территории дацана, не разрешается снимать на фото- или видеокамеру внутренние помещения.
Женщины могут не покрывать свои головы перед входом в дуганы. Гости не должны поворачиваться спиной к Будде, а также во время молитвы отвлекать внимание присутствующих разговорами.
По Бурятии и Монголии. Бурятские дацаны и «драгоценное неиссякаемое тело»
О Хамбо-ламе Итигэлове, который достиг наивысшего просвещения, и перед тем как попрощаться с миром ушел в глубочайшую медитацию, о его теле, которое подняли на поверхность через 75 лет со всеми признаками ЖИВОГО тела
Мое решение поехать в Монголию через бурятскую столицу Улан-Удэ, было связано не только с желанием сэкономить на авиабилетах (хотя признаюсь, это все-таки, причина № 1), но и с большим интересом к Иволгинскому дацану, что расположен неподалеку от бурятской столицы. Именно там находится нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова, явление абсолютно уникальное, не имеющее мировых аналогов. Прочитайте эту удивительную историю.
Итигэлов — уроженец Бурятии, известный религиозный деятель известный по имени Хамбо-лама Даши Доржо Итигэлов. Он был главой российских буддистов с 1911 по 1917 год.
Этот человек умел предсказывать будущее. Только совсем недавно были найдены его рукописи, которые, были спрятаны во времена гонений на веру. Расшифровка рукописей только начата, это очень сложный процесс, ведь писал он их на старомонгольском языке. Пророчества Итигэлова пока еще не обнародованы, но по предварительным сведениям он предсказал сталинские репрессии, распад СССР, будущее России и …. дату своего возвращения из могилы. Также из этих рукописей становится понятным масштаб его личности. В них Итигэлов написал о своих прежних жизнях, о том, что он пережил 12 реинкарнаций. Пять из них — в Индии, пять — на Тибете и две — в Бурятии. В одной из первых жизней, бесчисленное количество лет назад, он был воплощением Будды. После прочтения последней фразы многие ухмыльнуться — ну написал и написал, попробуй, проверь. Так бы сделал и я, а я тот еще скептик. Но дальнейшая информация об этом человеке, вынесла мой атеистический мозг на околоземную орбиту, причем полет продолжается до сих пор. Моего материалистического мировоззрения не хватает, чтобы объяснить это чудо!
А произошло вот что! 15 июля 1927 года, находясь в добром здравии, 75-летний глава буддистов России приказал читать над ним молитву «Благопожелание уходящему». Ученики удивились, что должны читать эту молитву живому человеку. Более того, монахи, обливаясь слезами, отказывались исполнять это. Тогда Итигэлов начал читать отходную молитву сам. Произнеся священные слова, он замер в позе лотоса с закрытыми глазами. Дыхание отсутствовало, пульса не было. А перед этим он оставил своим ученикам завещание: сказав, что уходит на тысячу лет, он попросил поднять его через 75 лет, чтобы убедиться, что он жив. Говоря светским языком, вполне возможно, что он хотел продемонстрировать на себе некий пример того, как можно жить после смерти. И, очевидно, он полагал, что тысяча лет — это срок достаточный для того, чтобы люди разобрались, сумели понять механизмы, способы достижения им этой цели. Монахи, как и завещал Итигэлов, похоронили его в деревянном коробе, засыпав солью.
С первыми шагами советской власти начались антирелигиозные репрессии. Гонениям, как известно, подверглись представителей всех религиозных конфессий, в том числе и буддисты. Чтобы могила святого не была поругана, монахи сравняли ее с землей. Но дважды, в 1955 и 1973 годах они тайно вскрывали захоронение, чтобы убедиться, что тело главы буддистов России находится на том же месте. Кстати, донос об этих действиях был найден в архивах КГБ. Спецслужбы, боявшиеся, что культ почитания святого примет большие масштабы, следили за ситуацией и не оставляли его даже и в могиле!
Прошло 75 лет. Согласно завещанию, в сентябре 2002 года состоялось вскрытие саркофага, в котором находился Итигэлов. Я нашел в интернет-пространстве фотографии этого уникального события.
Подъем тела происходил в присутствии главы буддистов России Пандито Хамбо-ламы ХХIV Дамбе Аюшеева и медицинских экспертов. Был там и 96-летний историк Бимба Цыбиков, который хорошо знал Итигэлова лично — он опознал его со словами: — Это Хамбо-лама Итигэлов собственной персоной!
Всеобщему удивлению не было предела. Все увидели, и медицинские эксперты это подтвердили, что тело прекрасно сохранилось, вопреки времени и необратимости физического распада. Итигэлов по-прежнему сидел в той же самой позе лотоса, которую принял, медитируя, при уходе из жизни. Он был не просто внешне узнаваем, но у него были обнаружены все признаки живого тела: мягкая кожа без каких-либо оттенков гниения, сохранились на месте нос, уши, закрытые глаза, пальцы рук.
Это еще не все. Через какое-то время его тело начало потеть. Вытирая пот с лица и тела, люди заметили, что оно теплое, выше температуры воздуха в помещении! А когда в дацане идут моления, температура тела Хамбо-ламы вообще поднимается до 36 — 37 градусов, до нормальной температуры здорового человека! Иногда пота было так много, что шелковая одежда Хамбо-ламы пропиталась им насквозь. Монахам приходится менять его наряды все чаще и чаще. При этом, они отмечали, что суставы сидящего в позе лотоса буддистского святого абсолютно подвижны.
Как человек, погребенный в 1927 году, смог сохранить в своем теле жизнь?! Ученые не могут пока дать объяснение этому феномену. Проводились исследования, брались на анализ образцы тканей (четыре волоса с головы, срез ногтя с пальца правой ноги, частички кожи). Результаты таковы: образцы соответствуют состоянию ЖИВОГО человека. При этом эксперты были весьма компетентны, они работали под руководством завотделом идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы Минздрава России Виктора Звягина. Признаков распада нет — таков вывод экспертов. Смерть не властна над буддийским праведником!
Состояние, в котором находится Итигэлов, не относится ни к одному из трех известных состояний (мумификация, «торфяное дубление», жиро-восковое), позволяющее сохранить труп после смерти. Ученые тогда назвали феномен Итигэлова «четвертое состояние смерти». А буддисты стали называть это чудо «драгоценное неиссякаемое тело».
Подобных примеров в мире больше нет. Есть нетленные тела буддистских монахов в Китае и Японии, но это безжизненные мумии, их тела высохшие. Многие знают про знаменитые фигуры нетленных лам во Вьетнаме, но, они больше похожи на статуи — покрыты лаком, внутренности в них отсутствуют. В отличие от всех них, Хамбо-лама Итигэлов совершенно не подвергался мумификации или бальзамированию. Тело, пробывшее в земле 75 лет, выглядело словно живое. Розовая кожа, припухлые щеки. Казалось, что лама просто крепко спит…
Сразу после подъема саркофага судмедэксперты дали такой прогноз, что тело, извлеченное из кедрового короба (в нем обсыпанный солью лама провел на глубине полтора метра 75 лет), на воздухе начнет разлагаться через 2 — 3 дня. Но признаки распада тканей не наступили ни тогда, ни через много лет спустя. Более того, росток жизни, спавший в теле святого, просыпается! Ученые, измерив, состояние среды рядом с телом Итигэлова, отметили, что организм ламы вибрирует с частотой в 1 герц. Это соответствует состоянию человеческого зародыша.
Как получает подпитку нетленное тело? Есть предположение, о поступлении энергии через поток частот, звучащих в молитве. Уходя в иной мир в состоянии очень низкой частоты — 1 герц, лама погрузился не в смерть, а в другое состояние жизни.
Вот такая история, которая еще не закончилась. Современные знания людей еще не в состоянии понять и объяснить феномен Итигэлова. Чтобы приобщиться к великому чуду, в Иволгинский дацан едут паломники не только со всей России, но и буддисты из Монголии, Китая, Индии и других стран.
Не будучи буддистом, 11 сентября 2015 года приехал туда и я.
О моей поездке в Иволгинский дацан, имеющий неофициальный титул — центр российского буддизма
Давайте сначала определимся со значением слова «дацан». Дацан это не просто буддистский храм, это монастырь, в состав которого входит еще и буддийское учебное заведение.
Считается, что Иволгинский дацан — главный буддийский монастырь России, но это неофициальный титул. Более правильно сказать, что этот дацан является самым авторитетным и весомым монастырем, но при этом его нельзя назвать ни самым большим, ни, тем более, древним. Особый статус Иволгинский дацан имеет потому, что это первый дацан, открытый в советское время, а именно в год окончания Великой Отечественной войны. Во время войны, были ослаблены репрессии против верующих: стране, в трудные времена, нужная была помощь, в первую очередь духовная. Как впрочем, и материальная. Кстати, бурятские буддисты на нужды фронта собрали, огромную по тем временам сумму, 350 тысяч рублей. Считается, что в благодарность за помощь советское руководство и позволило открыть дацан. Возрождать ранее существовавшие дацаны не стали, а «в чистом поле» построили новый. Так появился Иволгинский дацан, бывший в СССР единственным легальным центром буддизма. С того времени и по сей день Иволгинский дацан является резиденцией Пандито Хамбо ламы, главы российских буддистов.
Отвезти в Иволгинский дацан, мой новый приятель — таксист, предлагал за 1600 рублей, обещая привезти туда, подождать, сколько нужно и отвезти обратно. Конечно, цена нормальная, но мне хотелось более полного погружения в повседневную бурятскую жизнь, да и кризис в стране, надо экономить. Решил поехать на маршрутном такси. Микроавтобус № 130, место отправления находится недалеко от автостанции, которая, в свою очередь, расположена почти в самом центре Улан-Удэ. Ехать надо до конечной остановки, километров 40, до села Верхняя Иволга, стоимость проезда 40 рублей. Там сразу надо пересесть на вторую маршрутку, до дацана, находящегося в километрах в семи от села, стоимость проезда 20 рублей. Путь в одну сторону занял около часа.
Вход в дацан свободный, но мне нужна была экскурсия. В домике, стилизованном под юрту, около входа в дацан заказал индивидуальную экскурсию стоимостью 300 рублей, отдельно оплатив право фотографирования, еще 50 рублей.
Экскурсию проводил молодой лама, время экскурсии примерно один час.
Итак, прогуляемся по территории Иволгинского дацана, причем сделаем это правильно, в соответствии с принятыми нормами.
1. Входим на территорию. Ворота дацана состоят из трех частей — центрального входа, который обычно открывают только по большим праздникам, и двух «калиток», правой и левой. Входить на территорию следует через левую калитку, и не пытаться пройти через центральные ворота.
2. Осматривать территорию дацана начнем «слева направо», идя по тропинке по ходу солнца. Такой круговой обход называется «гороо», это своеобразный обряд очищения. При этом, небуддистам это правило тоже полезно, потому что вносит некую систематизацию в процесс осмотра. Распространенная ошибка перемещаться от дуганов (так называются храмы) к ступам, от ступ к домам лам, пропуская массу деталей и, собственно, смысл.