Село Мульта – описание, фотографии, отзывы

Село Мульта

Год образования: 1836
Население: 1 тыс. чел.
Высота над уровнем моря: 950 м
Телефонный код: 38848
Административный район: Усть-Коксинский
Туристический район: Катунские белки
Мульта : Фотографии
Мульта на карте Алтая

Ходит в селении легенда про старца Филарета. По рассказам старожилов в 1863 г. в Уймонскую долину перебралась семья староверов Калистрата Железнова с пятью сыновьями. Семья была людьми умелыми, работящими, но больше всех выделялся Филарет. Занимался он плотничеством, мастерил дома своими руками. До сих пор в селе стоят дома возводимые Филаретом и молельный дом на берегу Катуни. В преклонном возрасте, видя как стали изменять своей вере односельчане — табак курить, сквернословить, выпивать не по времени — Филарет решил уйти из долины и отмаливать грехи вероотступников. Он построил себе келью на горе и стал жить там в полном уединении, проводя время в молитве. Гору с тех пор называют Филареткой, а к жилищу старца совершают паломничество староверы. Люди в Мульте издавна жили зажиточно, много трудились, держали скот, сеяли хлеб, ходили на охоту.

Сегодня в селе обитает около тысячи жителей, многие из них придерживаются старообрядческой веры и не признают попов.

Село расположено на правом берегу реки Катунь, чтобы до него добраться нужно переехать железный подвесной мост, на котором туристы любят делать фотографии. Так же Мульта известна как точка отправления на экскурсионные маршруты: Мультинские озера, Озеро Куйгук. В селе есть турбазы на которых можно остановиться на отдых и заказать различные туристические маршруты. Функционируют продуктовые магазины, ловит сотовая связь. В 10 км от Мульты находится небольшой маральник, в котором в мае-июне можно посмотреть на срезку пантов.

Дополнительная информация:

  • Пантовые ванны на Алтае

Село Мульта : Активные туры с посещением объекта:

    Зимние

    Зима у подножия Белухи (9 дней, 29500 р., 1-6 чел.)

Пеше-водные

Два облика священной Белухи (14 дней, 28600 р., 1-8 чел.)

Пешеходные

  • Через перевалы к озеру Дарашколь (14 дней, 31000 р., 1-8 чел.)
  • Древние рубежи Алтая (14 дней, 25900 р., 1-8 чел.)
  • К подножию Белухи (14 дней, 28600 р., 1-8 чел.)

    Экскурсионные

  • Алтайский обзорный комфортный MAXI (12 дней, 66000 р., 1-21 чел.)
  • Обзор

    Село Мульта — самый край населенного алтайского мира. За Мультой — только Замульта, по сути (как можно догадаться из названия) та же Мульта, только за рекой Мульта.

    В Мульте на левом берегу Катуни заканчивается нормальная дорога, по которой еще кое-как могут пройти легковушки. Точнее, она раздваивается: грунтовка, идущая по левому берегу Катуни, уходит ещё на полкилометра дальше в ту самую Замульту, а разбитый проселок — в тайгу и горы. Сюда сворачивают только вездеходы — по большим праздникам, конники — по необходимости и туристы-пешеходы — по зову сердца. Последние обычно направляются на многочисленные Мультинские озера, усыпавшие подножие Катунского хребта у истоков реки Мульты.

    Старообрядцы в Мульте, как и во всем Усть-Коксинском районе, самые настоящие, «добрые», как они сами себя называют. Если старушка, то божий одуванчик, если старичок, то дед с хитринкой в глазах и окладистой бородой. Как в кино, однако все всерьез. Большинство коренных жителей села — беспоповцы, то есть радикальные староверы, не приемлющие церквей и священников. Почему? Потому что после реформ патриарха Никона не осталось «правильных» священнослужителей, способных рукополагать новых священников и совершать таинства. Так что службы у беспоповцев совершаются выборными мирянами, общиной. Молельный дом беспоповцев находится в Мульте, куда ходят жители обоих сел.

    Несмотря на скромный размер и удаленность, Мульта считается центром возрождения ремесел в Уймонской степи. В деревне с населением без малого семьсот человек каждый третий что-то творит своими руками: кто занимается резьбой по камню, кто расписывает кухонные доски, кто ткет, кто выкладывает картины из соломки. В сельском центре ремесел любой может найти себе занятие по интересу. Особое место занимает ткачество: воссоздается весь традиционный цикл производства вещи, от стрижки овец и покраски шерсти натуральными красителями до работы на горизонтальных ткацких станках, дощечках или бердышках. Пояса и коврики работы местных мастериц охотно покупают старообрядцы. Заезжие туристы тоже могут выбрать прекрасный сувенир.

    В восьми километрах от Мульты есть мараловодческое хозяйство. В мае-июле здесь можно посмотреть, как у оленей срезают панты.

    Местные особенности

    Мульта находится в приграничной зоне, так что для проезда придется оформлять пропуск. Сделать это можно прямо на контрольно-пропускном пункте трассы Усть-Кан — Усть-Кокса. В зимнее время процедура занимает минут десять: нужно предъявить паспорт, заполнить пару документов и держать их при себе до выезда из приграничной зоны. Летом поток туристов возрастает, и ждать своей очереди можно несколько часов и даже дней. Поэтому рекомендуется оформить пропуск в погранзону заранее, за неделю до начала похода.

    История старообрядческого села Мульта

    По данным переписи 1928 года Мульта была основана в 1836 году алтайцами, которые проживали здесь до начала XX века. В этом же году русскими переселенцами-старообрядцами было основано село на берегу Катуни, и называлось оно Усть Мульта.

    По данным переписи 1928 года Мульта была основана в 1836 году алтайцами, которые проживали здесь до начала XX века. В этом же году русскими переселенцами-старообрядцами было основано село на берегу Катуни, по архивным данным оно называлось Усть Мульта, но в народе его называли просто деревней, а позднее – ШКМ, т.к. там располагалась школа комсомольской молодежи. Село Мульта, так же как и Усть-Мульта считались долгое время выселками селения Нижний Уймон.

    Название нашему селу дала река Мульта, на берегу которой первые переселенцы поставили свои дома. Подтверждение этому мы нашли в дневнике исследователя К. Ф. Ледебура. Находясь в с. Верх-Уймон, он в 1926 году со слов жителей записал названия притоков Катуни ниже по течению. Правые притоки — это Аккол, Муюта, Акчан. Слово Муюта (Мульта) происходит от монгольского «мойлт», что в переводе означает «имеющий черемуху».

    В 1863 году сюда приезжает из Вятки Железнов Калистрат с пятью сыновьями. Среди них был и Филарет, о котором сейчас рассказывают много легенд. В конце XIX – начале XX веков Железновы строят большие просторные дома, которые образовали центральную часть села. Люди в то время жили зажиточно, богато, большими дружными семьями, много работали, но и умели отдыхать. На праздники собирались всем селом, надевали яркие праздничные наряды, пели, плясали, играла гармонь. Коротко можно сказать, что в основном благодаря своему труду и благоприятным условиям все люди жили богато, держали много скота, охотились, выращивали хлеб. Жили по принципу «Всяк о себе сам должен заботиться».
    В начале XX века был построен паром, который значительно упростил переправу через Катунь для жителей всех заимок, расположенных на правом берегу. Паромная переправа работала до 1968 года.

    Изменения, произошедшие в жизни страны после 1917 года, коснулись и нашего села. В 1918-1919 годах появились первые коммунисты и комсомольцы. Среди них были Железнов Евстафий Захарович, Железнов Агафон Петрович, Подкорытов Тимофей и другие. В 1918 году недалеко от нашего села прошёл красногвардейский отряд П.Ф. Сухова. После гибели отряда один из красногвардейцев был привезен и похоронен на берегу Катуни у нашего села. На этом месте позднее установили памятник.
    В 20-х – 30-х годах в Мульте тоже было неспокойно. В 1922 году воевали, когда из Монголии пришёл отряд Кайгородова, а в 30-х годах напряженная обстановка сложилась из-за банды Атаманова, нападавшей на колхозников-активистов и коммунистов.

    Колхоз «Красная звезда» был основан в 1931 году. В архиве сохранились данные на 01.01.1935 г.: 756 га пахотных земель, 968 га сенокосных угодий, 2067 га – выгоны, 205 голов скота, 67 коров, 141 свинья, 1375 овец, 94 лошади, 243 птицы, 74 дворов индивидуального хозяйства, 23 га под огородами. Как и везде, в 30-е годы из нашего села было выслано много людей за нежелание вступить в колхоз или чем-то не угодивших советской власти.
    В 1932 году в селе открылась начальная школа.
    В 1934 году начала работать артель «Инициатива». В цехах, которые находились в землянках, изготавливали ящики для сыра.
    В 1935 году артель переименовали в промартель «Большевик». Её председателем был Образцов Владимир Гаврилович. Открылись новые цеха: валяльный, деревообрабатывающий, сапожный, обозостроительный и гончарный.
    В 1939 году председателем назначили Брылевского Николая Ивановича. Он уделял большое внимание внешнему облику села. Были выкопаны кюветы по обочинам дороги, центр села оформлен въездными парадными воротами, построены трибуны, турник и качели.
    Во второй половине тридцатых годов открылись ясли для того, чтобы все мамы могли пойти работать: в то время сидеть дома считалось тунеядством.
    В 1936 открылся в селе первый магазин, продавцом в котором работал Сухачев Афанасий Ермолаевич.

    О начале Великой Отечественной войны в нашем селе узнали в тот же день, т. к. в Нижнем Уймоне в то время уже был телеграф. За годы войны из нашего села ушли на фронт 173 мужчины, а вернулось меньше половины из них. В Книге памяти фамилии 109 наших односельчан, погибших на полях сражений. В колхозе и промартели, как и во всей стране в военные годы, работали женщины и дети. Валили лес, возили его на лошадях. Подростки наравне с взрослыми косили сено и убирали хлеб. В 1942 году расформировали школу в деревне на берегу Катуни, и в нашем селе открылась школа-семилетка. Ребятами нашего кружка записано много воспоминаний о жизни в годы войны.

    Почти сразу же после войны в 1947 году под руководством вернувшегося с войны Железнова Кирьяна Викторовича была построена первая гидроэлектростанция. Для этого возле промартели вырыли большой пруд, и падающая из него вода вращала турбину электростанции. Электричество подавали в село утром и вечером. Лампочки едва светили, но и это было чудом. Помнят люди страшное событие послевоенных лет, когда сгорел огромный цех промартели.

    В 60-е – 90-х годы наше село активно застраивалось. Кроме частного строительства работала совхозная бригада, которая с 1958 по 1991 годы построила 32 жилых дома, 20 из которых — двухквартирные. Появились даже новые улицы. Будущая улица Школьная была построена в 50-е – 60-е годы на месте свекольного поля. В 70-е годы построено 3 дома, давших начало улице Лесной. В 80-х годах на месте пустырей построено 9 просторных двухквартирных домов. Эту улицу назвали Молодежной. В 90-х годах построена улица Строителей.

    В 1966 году образован совхоз «Мультинский», председателем которого был назначен Плетенецкий Дмитрий Ефимович. Люди работали на двух гуртах крупного рогатого скота, телятнике, конном дворе. Была своя кузница. В 1956 году промартель «Большевик» была реорганизована в деревообрабатывающий комбинат. Ныне это частное предприятие «Иродов В. Л.», на котором катают валенки, изготавливают подушки, одеяла, матрацы. Ярким событием тех лет стало строительство первого моста через Катунь, который был очень необходим для дальнейшего развития села. Работы по строительству были организованы Плетенецким Д. Е., а проект моста выполнил Железнов Кирьян Викторович. Почти все жители села, участвуя в воскресниках, помогали строить мост, и в 1968 году все работы были завершены. А весной 1969 года Катунь решила показать свой характер, и во время сильнейшего наводнения мост разорвало, и жители Мульты снова восстанавливали его.

    В 60-х годах были построены клуб и магазин промышленных товаров, а в 1973 году была открыта новая школа. Просторное двухэтажное здание дало возможность учащимся получать среднее образование в родном селе. Школа была построена благодаря Железнову Панкрату Винитовичу, который в течение 30 лет до 1973 года был ее директором. В то же время был открыт интернат для школьников сёл Тихонькая, Верх-Уймон, Маральник. В те годы в школе училось более трёхсот детей.

    На протяжении почти сорока лет до 1995 года в селе работала пекарня, располагавшаяся на берегу Мульты. В огромной печи за один раз выпекалось 250 буханок хлеба, а за день – 750! Хлеб был недорогой и очень вкусный, и всю выпечку быстро раскупали. За ним приезжали даже из соседних сёл. В годы перестройки, когда всё подорожало, люди стали печь хлеб дома, поэтому пекарня закрылась из-за нерентабельности. Оборудование увезли в райцентр, а здание разобрали.

    Еще одной интересной страницей истории нашего села стало открытие в 1991 году нового моста грузоподъемностью 24 тонны. Строился мост по инициативе директора совхоза Огнева Сергея Ильича при большой поддержке Чаптынова Валерия Ивановича.

    Сейчас в Мульте около 970 жителей. Есть средняя школа, детский сад, ФАП, лесничество, шесть частных магазинов, небольшая пекарня, сельхозпредприятие ООО «Мультинское», частное предприятие «Иродов В.Л.».

    В 1997 году открыта старообрядческая церковь. Но большинство мультинцев – старообрядцы беспоповцы, поэтому они не ходят в эту церковь, а собираются для молитвы в молебном доме.

    Илья Леонов
    Меня зовут Илья, и я автор этого блога! Мне 37 лет, живу в г. Санкт-Петербург, воспитываю сына. Я простой путешественник - люблю туризм и хочу делиться с читателями интересными местами нашей планеты :)
    Оцените автора
    Дневник Туриста
    Добавить комментарий