Старожиловский конный завод, Старожилово — лошади, официальный сайт, экскурсии, усадьба, контакты

Старожиловский конный завод, Старожилово — лошади, официальный сайт, экскурсии, усадьба, контакты

Территория современного районного центра Старожилово меняла владельцев, как перчатки. С начала XVII века, когда здесь была основана усадьба, до 1918 года, когда она была национализирована, сменилось не менее девяти хозяев. Но особую память эта земля хранит о последних владельцах — фон Дервизах.

В 1860-е годы в нескольких километрах от тогда ещё села Старожилово проходило строительство Рязанско-Козловской железной дороги, которая соединила Рязань и нынешний Мичуринск Тамбовской области. Работы велись на частные средства. Занимался этим предприниматель-концессионер Павел Григорьевич фон Дервиз. Ему приглянулись места по берегам реки Истья, и он приобретает Старожилово у крупной землевладелицы, статс-дамы, княгини Ольги Орловой. Павел Григорьевич намеревался построить здесь конный завод, картинную галерею и школу.

Однако богатому семейству пришлось перебраться в Ниццу из-за здоровья детей. На лазурный берег Павел Григорьевич переезжает в конце 1860-х, отойдя от дел. Сначала он старается следить за делами в старожиловском имении, но потом охладевает к этой идее. Земли он передал своему брату, которому даже выделял дополнительные деньги из-за низкой доходности хозяйства. По-настоящему расцветает территория во времена сына предпринимателя — Павла Павловича фон Дервиза. Земли достаются ему в наследство после смерти брата отца, управлявшего старожиловским имением. Павел Павлович воплотил в жизнь идеи родителя по устройству усадьбы. Бравый гусар и сердцеед, после выхода в отставку он поселился не в Санкт-Петербурге, а в провинциальном Старожилово, превратив это место в одно из самых красивых в России.

Павел Павлович решил создать на старожиловских землях конный завод. Сначала его задача состояла в усовершенствовании качеств рязанской двухвершковой лошади. Но очень скоро цель сменилась — Павлу Павловичу очень хотелось поработать с верховыми и рысистыми породами. К работам по строительству конного завода был привлечён молодой архитектор Фёдор Шехтель, чьё творчество уже проявилось во всей красе при перестройке усадьбы в Кирицах, также принадлежавшей фон Дервизам. Ему же было поручено и одновременное строительство усадьбы в Сохе (в расположенных недалеко от Старожилово Сохе и Ромоданово Павел Павлович фон Дервиз разводил тяжеловозов).

Строительство старожиловского конного завода заняло несколько лет. Оно велось с 1891 по 1897 год, но годом основания считается 1893-й. Фасады зданий архитектор выдержал в готическо-византийском стиле, они сделаны из красного кирпича с белыми вставками. Всего было построено 12 крупных сооружений: центральная конюшня с манежем, жилые дома, коровник, молокозавод, летний театр. В имении были созданы системы отопления и канализации. Многие из этих построек сохранились и по наше время. В некоторых из них и спустя сто лет жили люди. В 2010-х годах началось строительство домов, в которые переселили бывших жильцов фондервизовских строений. В барском доме расположились библиотека и отдел культуры.

Основное здание конного двора всегда работало по профилю. Именно оно в большей мере напоминает дворец и именно его сейчас активно посещают туристы. С самого начала и по сегодняшний день здесь разводят лошадей. Фактически сразу после введения конный завод фон Дервиза стал одним из лучших в России, слава о его лошадях шла по всей стране. В 1903 году здесь насчитывалось 2 722 лошади. В 1918 году завод был национализирован. Здесь содержались лошади Красной Армии. А в 1920 году в Старожилово переводят кавалерийские курсы. Одним из курсантов был Георгий Жуков, в будущем ставший маршалом Советского Союза. Частенько бывал здесь по службе и другой советский маршал — Семён Будённый.

Самым сложным для конезавода стали годы Великой Отечественной войны. В 1941 году гитлеровцы подошли очень близко. Началась эвакуация поголовья на восток, но при переправе через Оку все лошади погибли. После войны сюда завезли лошадей тракененской породы. А в 1978 году было принято решение, чтобы сделать Старожиловский конный завод базовым для возрождения русской верховой. Племенная работа велась в течение многих лет. В 1999 году русская верховая порода была включена в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Это лошади-аристократы, тёмной масти, с благородными линиями головы. Завод с успехом преодолел все тяготы перестроечного периода. А вот с испытаниями рыночной экономики справляется гораздо хуже. Финансовое положение предприятия конца 2010-х годов оставляет желать лучшего. В 2015 году было объявлено о желании властей включить объекты конного завода в федеральную программу для дальнейшей реставрации.

Заслуживает внимания судьба Павла Павловича фон Дервиза. Во время Первой мировой войны он меняет фамилию на Луговой, стараясь скрыть свои немецкие корни. Дервиз-Луговой признал революцию, но от преследований это его не спасло. Революционная власть приговорила Павла Лугового к расстрелу. Местные жители вовремя предупредили его о грядущей казни, и Павел Павлович уехал в Петроград. Там он и был пойман. Его пересылают в Москву и помещают в Бутырку. Спасли его бывшие ученики (ещё в 1904 году Павел Павлович построил в Пронске женскую гимназию, где сам преподавал математику), ходатайствовавшие аж перед Лениным. Луговой вернулся в Старожилово, жил во флигеле, преподавал на кавалерийских курсах, развернувшихся на конезаводе. Богатое и сытное дворянское прошлое Павла Павловича не давало покоя новой власти. Ему пришлось много переезжать с места на место, работать в разных школах. В конце концов он обосновался в селе Максатиха ныне Тверской области. Работал вместе со своей последней супругой учителем в школе. Умер в возрасте 73 лет в 1943 году.

Старожиловский конный завод

Старожиловский конный завод

Старожиловский конный завод расположен в рабочем поселке Старожилово, в 50 км от Рязани. За свою более чем вековую историю предприятие пережило взлеты и падения, полную утрату поголовья и возрождение уникальной породы русской верховой. Здесь разводили племенных лошадей, поставляли гужевую силу для нужд Красной армии, обучали кавалеристов и воспитывали будущих звезд конного спорта. Сегодня каждый желающий может посетить комплекс, покормить питомцев и даже купить лошадь. Однако не все так безоблачно, ведь уникальный памятник архитектуры нуждается в капитальном ремонте, а многие его здания находятся в полуразрушенном состоянии.

План и архитектура

Изначально комплекс включал 12 зданий, в том числе — отапливаемые конюшни и манежи, здание управления, жилые дома, каретную, кузницу и мастерские, зерновой склад и погреб-ледник, ветлазарет и водонапорную башню. Он возводился в период 1891–97 гг.

В плане основной конный двор имеет квадратную форму размером 92×92 м. Его центральную часть пересекают денники, на первых этажах угловых башен когда-то хранились корма и тренировочный инвентарь, а на вторых — жили работники. Остальные здания располагаются в ближайшей округе.

Архитектурный образ конезавода выполнен в эклектичном стиле, основанном на псевдоготике. Кирпичная кладка представлена в двух контрастных цветах — доминирующем красном и оттеняющем палевом. На фасадах присутствует множество декоративных элементов — чудаковатые для средней полосы России башенки и зубчики, каменный ажур, стрельчатые проемы, орнаментальный узор цоколя, шатровые крыши и пр.

Долгое время считалось, что весь комплекс конного завода в Старожилове был построен по проекту выдающегося русского архитектора Федора Шехтеля, однако недавно обнаруженные документы свидетельствуют о том, что автором ряда объектов является некий Иванов.

История конезавода

Все началось с предпринимателя-концессионера Павла Григорьевича фон Дервиза, потомка обрусевших немцев в 3–4 поколении, которого в свое время называли «русским графом Монте-Кристо». Благодаря сказочным богатствам, полученным в процессе удачной реализации строительства и эксплуатации высокодоходной железной дороги, он обзавелся многочисленной недвижимостью за границей и в России, в том числе в 1874 г. приобрел для своей жены приглянувшееся ему ранее имение Старожилово на берегу реки Истьи. Павел Григорьевич выкупил 3000 десятин земли у придворной статс-дамы, княгини Ольги Орловой, но владениями не занимался, так как предпочел жить подальше от семьи, переселившись в Ниццу.

Конный завод и усадьба в Старожилове строились при младшем сыне предпринимателя — Павле Павловиче фон Дервизе, который пригласил молодого и прогрессивного архитектора Федора Шехтеля. Годом основания Старожиловского конезавода принято считать не окончание работ в 1897 г., а 1893-й. Именно тогда были завезены первые породистые жеребцы и кобылы из разных уголков страны, в том числе орлово-ростопчинской породы, тяжелоупряжные и чистокровные арабские скакуны. Это положило начало развитию огромного комплекса, где в лучшие времена насчитывалось более 2700 лошадей и около сотни рабочих. Конезавод специализировался на верховых, рысистых и тяжеловозных породах.

В 1916 г. Павел Павлович, получив императорское согласие, сменил фамилию на «Луговой», избавившись, тем самым, от ассоциаций с Германской империей, воевавшей в то время с Россией. После Октябрьской революции все его имущество было экспроприировано, а прежний владелец — приговорен в 1918 г. к расстрелу. Приговора удалось избежать благодаря ходатайству перед Лениным бывших учениц Павла Павловича. Затем он преподавал на кавалерийских курсах при Старожиловском конезаводе, где в 1920-м проходил службу Георгий Жуков.

Мемориальная доска, © Виорел Ч.

В 1924 г. Дервиза-Лугового уволили, так и не смирившись с его дворянскими корнями. Ему пришлось сменить несколько мест жительства, пока он не нашел работу в Максатихе (ныне Тверская область). Судьба забросила Павла Павловича за 500 км от его детища — конезавода, которому он посвятил 30 лет жизни.

В 1941 г. произошла самая страшная трагедия в истории Старожиловского конного завода. Когда немцы подошли слишком близко, лошадей было решено эвакуировать. Так как поезда подвергались постоянным бомбежкам, табун погнали на восток своим ходом. Переправа через Оку стала катастрофой, ведь переплывать широкое русло пришлось в условиях сильного течения. Лошади выбивались из сил и массово шли ко дну, а единицы самых выносливых, сумевших добраться до противоположного берега, были разорваны снарядами.

В поселке есть уникальная церковь Петра и Павла, построенная в 1892 г. вдовой Павла Григорьевича — Верой Николаевной. Автор проекта — архитектор Александр Красовский.

Церковь Петра и Павла, © Максим Шанин

Конный завод в Старожилове сегодня

В настоящее время Старожиловский конезавод является действующим акционерным обществом. Здесь занимаются выращиванием, подготовкой и продажей лошадей, прибыль от которой идет на закупку корма и содержание животных.

К сожалению, сегодня многие строения находятся в плачевном состоянии, хотя исторический комплекс является памятником архитектуры федерального значения и даже может претендовать, по словам представителей ИКИМОС, на включение в предварительный реестр ЮНЕСКО. Руководство завода обращается за помощью к региональным властям и меценатам, корреспонденты пишут статьи и снимают репортажи, а неравнодушные граждане составляют петиции. Одно время даже обсуждалось включение объекта в программу «Культура России». Но все заканчивается лишь визитами комиссий и обещаниями.

На текущую реконструкцию требуется огромная, непосильная для конезавода сумма денежных средств. Кровля центрального манежа зияет дырами, в конюшнях нет нормального отопления, зато гуляют сквозняки, программы занятий по верховой езде отменены. Исторические здания продолжают рушиться, неумолимо превращаясь в «графские развалины», а мародеры пытаются разбирать их на стройматериалы. В 2017-м перед коллективом было выставлено требование об освобождении аварийных помещений, но без предоставления какой-либо альтернативы. Тогда поползли слухи о сдаче лошадей на мясо, но сотрудникам удалось отстоять своих питомцев. Весной 2020-го в двух зданиях произошли возгорания, предположительно — в результате поджогов. Получится ли конезаводу выжить в подобных условиях, никто прогнозов не дает.

В связи с пандемией 2020 г. заводу пришлось отказаться от конных выставок и соревнований. Инициатива проведения виртуального Чемпионата русской верховой породы в октябре—ноябре была поддержана. В результате — определились победители в нескольких категориях.

Лошади Старожиловского конного завода

С 1978 г. конезавод в Старожилове стал базой для воссоздания уникальной отечественной породы — русской верховой, аналогов которой в мире нет. Эти крупные лошади темной масти, предпочтительно — вороной, отличаются легкими и грациозными движениями, кротким нравом и прекрасным чувством ритма. Они обладают нарядным экстерьером, арабизированными формами, благородными линиями головы и лентовидной шеи. Их высота в холке составляет 165–170 см.

Русские верховые создавались для сложной и одной из самых зрелищных дисциплин конного спорта — выездки, где сумели достичь великолепных результатов. Их называют лошадьми-аристократами, а поклонники высшей школы верховой езды считают их лучшими.

20-летний процесс воссоздания увенчался успехом. В 1999 г. русской верховой присвоили регистрационный номер и включили породу в Госреестр селекционных достижений. Ее оригинатором был признан Старожиловский конезавод, а официальным учетчиком и организатором племенной работы назначена кафедра коневодства Тимирязевской сельхозакадемии.

Экскурсии

Организованные экскурсии по конезаводу проводятся в группах от 10 человек. О времени и стоимости рекомендуется заранее договариваться по телефону или на страницах соцсетей.

Те, кто побывал на конном заводе, с теплотой отзываются о начконе Фролове Владимире Константиновиче. Его стаж в профессии — более 40 лет, а любовь к лошадям — безмерна. О его экскурсиях по заводу и музею пишут восторженные отзывы.

Сотрудники убедительно просят не кормить и не гладить лошадей в открытых загонах, а также не подходить к ним слишком близко. Желающие могут их угощать яблоками, обычными сухарями и морковью, но только в пределах конюшен. Лакомства нужно приносить с собой, при этом необходимо учитывать, что свежий хлеб и капусту давать лошадям категорически нельзя. Что касается любимого ими сахара-рафинада, то лучше оставить его инструкторам, которые предложат питомцам гостинец в более подходящее время.

Как добраться

Из Рязани до Старожилово можно доехать на автомобиле или общественным транспортом.

На машине

Из Рязани нужно следовать в южном направлении по автотрассе Р126. Свернуть направо необходимо в поселке Акулово, ориентируясь на дорожный указатель «Старожилово». Расстояние — 53 км. Составить маршрут поездки можно с помощью удобного сайта.

Поворот с трассы Р126 в сторону конного завода на панораме google.maps

На электричке

Пригородные поезда до станции Старожилово, расположенной в деревне Акуловский участок, отправляются по расписанию с железнодорожного вокзала Рязань-2 . Время в пути — час. Оставшиеся 6 км поможет преодолеть автобус № 127. Остановка «Станция Старожилово» находится рядом.

На автобусе

С Центрального автовокзала Рязани до поселка Старожилово отправляются рейсовые автобусы по расписанию. Время в пути — 1,5 часа. Выйти нужно на остановке «Центральная больница».

Старожиловский конный завод: видео

Усадьба-конезавод в Старожилово

Рязанская область богата на старинные усадьбы, немалая часть которых была построена династией фон Дервизов. И сегодня наша виртуальная экскурсия будет посвящена удивительной усадьбе-конезаводу, находящейся в поселке Старожилово.

В XX веке Старожилово был из известен на всю страну, как один из лучших конезаводов России. С тех пор минуло более 100 лет, а в небольшом поселке в 50 км от Рязани до сих пор разводят лошадей, правда, уже не с тем царским размахом и не в тех идеальных условиях, что раньше.

Стоит только взглянуть на стройные ряды зубчатых башенок, как тут же в голове возникает вопрос: «Откуда тут, в типично-русской Рязанской области, мог взять этот удивительный европейский замок?»

Конезавод в Старожилово

Для ответа на этот вопрос, давайте ненадолго перенесемся в прошлое, а точнее в 1740-е года XVIII века. Примерно в то время русский император Петр III приглашает в Санкт-Петербург немецкого юриста Иоганн-Адольф Визе. Дело в том, что его жена (Христина Геркле) была кормилицей Петра III, и таким образом император решил выказать ей и всей её семье благодарность. Семья Визе получает должность во дворце Петербурга, а в 1761 году – дворянский статус с приставкой к фамилии «фон дер». Спустя какое-то время фамилия барона фон дер Визе перестроилась на русский лад, и он стал называться борон фон Дервиз.

Через несколько поколений семейная ветвь фон Дервизов не только широко разрослась по России, но и приумножила свои капиталы. Например, один из правнуков Иоганна-Адольфа Визе (Павел Григорьевич фон Дервиз) занимался строительством железных дорог. После смерти Павла Григорьевича, двое его сыновей получили огромное наследство. Старший сын – Сергей Павлович – продолжил дело отца с железными дорогами и построил себе в Кирицах (тоже Рязанская область) великолепную усадьбу, больше напоминающую сказочный замок принцессы. А младший сын – Павел Павлович – решил посвятить свою жизнь лошадям.

Павел Павлович фон Дервиз (слева с длинными усами)

Старожиловская земля была куплена еще отцом Павла Павловича – Павлом Григорьевичем при строительстве железной дороги. А вот благоустройством усадьбы-конезавода занимался уже Павел Павлович.

Интерес к лошадям у Павла Павловича появился в годы его службы в кавалерийских частях, где он какое-то время занимался отбором и закупкой лошадей для армии. Таким образом, посетив за время службы все основные конезаводы Российской империи, Павел Павлович не только стал отлично разбираться лошадях, но и обзавелся полезными знакомствами.

Конезавод в Старожилово

Весь комплекс Старожиловского конезавода строился с 1891 по 1897 год. По своим размерам и техническому оснащению он представлял собой целый город внутри небольшого села.
Конный завод располагался по обе стороны от реки Истья. В его состав входили: усадебный дом, дома управляющих, обслуживающего персонала и работников завода, церковь, водонапорная башня, конюшни, ветеринарный лазарет, манежи, мастерские, каретная, кузница, склады и т.д. Так же были коровник, молокозавод и даже собственный летний театр.

Конезавод в Старожилово

Кто был архитектором этого прекрасного неоготического конно-жилого комплекса доподлинно неизвестно. По одной версии это был Федор Осипович Шехтель, занимавшийся строительством усадьбы в Кирицах для старшего брата Павла Павловича. По другой версии, это был некий господин Иванов. В любом случае, архитектор явно постарался на славу!

Конезавод в Старожилово

Весь комплекс был оснащен по последнему слову техники (того времени, разумеется): был проведен водопровод и отопительная система.

Вот перед нами конюшня с манежем на 150 лошадей. Она построена в форме замкнутого квадрата. В угловых башнях на первом этаже хранились тренировочный инвентарь и корма для лошадей, а на втором этаже проживали работники.

Большая конюшня конезавода в Старожилово

На Старожиловском конном заводе разводили несколько групп лошадей. Верховых, предназначавшихся для армии. Рысистых – для выступлений на ипподроме. И тяжеловозных – для выполнения тяжелых работ.

Конезавод в Старожилово

Русские верховые лошади в манеже Старожиловского конезавода

На удивление, в советское время завод не закрыли. Вместо этого в Старожилово начали свозить чистокровных лошадей со всей страны и приступили к выведению новой породы. В самом конце XX века на заводе удалось селекционировать русскую верховую породу, занимавшую призовые места как в России, так и за границей. В 1999 г. русской верховой породе присвоили регистрационный номер.

Русские верховые лошади в манеже Старожиловского конезавода

Лошади этой породы в основном темных мастей (хотя, конечно, есть и исключения), отличаются изящными формами головы, аристократическим телосложением и покладистым нравом.

Русские верховые лошади в манеже Старожиловского конезавода

Русские верховые лошади в манеже Старожиловского конезавода

Русские верховые лошади в манеже Старожиловского конезавода

К сожалению, сейчас Старожиловский конезавод переживает не лучшие времена. Все здания обветшали и нуждаются в капитальном ремонте, который последний раз проводился в 1993 году. Если раньше лошади всегда находились в тепле, то сейчас зимой у них в поилках замерзает вода, а под ногами проламываются доски.

Конезавод в Старожилово

Конному заводу нужны щедрые инвесторы, которые бы могли спасти и памятник архитектуры, и лошадей.

Крытый манеж конезавода в Старожилово

Попасть на конный завод в Старожилово может любой желающий. Можно приехать своим ходом, прогуляться по территории и сделать множество красивых фотографий с лошадками. А можно заказать экскурсию и узнать много интересно и о самом конном заводе, и о лошадях.

Вход на конезавод в Старожилово

Лошадки, гуляющие в открытых манежах, с удовольствием интересуются новыми людьми. Но если вы хотите их чем-нибудь угостить, спросите разрешения у работников завода, прежде, чем это делать!

Любопытные лошадки Старожиловского конезавода

Любопытные лошадки Старожиловского конезавода

Похожие записи:

  1. Усадьба барона фон Дервиза в Кирицах
  2. Усадьба Знаменское-Раёк
  3. Усадьба Асеевых
  4. Набережная Вологды

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Илья Леонов
Меня зовут Илья, и я автор этого блога!Мне 37 лет, живу в г. Санкт-Петербург, воспитываю сына. Я простой путешественник - люблю туризм и хочу делиться с читателями интересными местами нашей планеты :)
Оцените автора
Дневник Туриста
Добавить комментарий