Царские ворота
В XXI веке началось активное восстановление памятников Екатеринодара (ныне – Краснодар), утраченных за годы советской власти. Одним из таких памятников стали Царские ворота, которые были возведены во второй половине XIX века. Сегодня Триумфальная арка и окружающий её сквер являются излюбленным местом прогулок как туристов, так и жителей города.
Краснодарские Царские Ворота
История
В 1888 году император Александр III совершал поездку по южным владениям Российской Империи. Приезд государя в Екатеринодар был для горожан грандиозным событием, и местное купечество решило приветствовать императорский кортеж Триумфальной аркой. Здание планировалось построить на пересечении улиц Екатерининской и Котляревского. По замыслу архитектора, арку должны были украсить иконы с ликами Александра Невского и Великомученицы Екатерины, которая считается покровительницей Краснодара.
Строительство велось на средства, собранные екатеринодарским купечеством. Документы свидетельствуют о том, что купцы не скупились на деньги и вкладывали в постройку значительные по тем временам средства. Всего было собрано более 16.000 рублей. Архитектором был назначен В.А. Филиппов, который к тому времени уже успел возвести множество сооружений в городе (Николаевская церковь, Войсковой тюремный замок, первая женская гимназия). Строительство велось быстро, и когда император прибыл в город, кортеж торжественно проехал через Царские ворота. В.А. Филиппов построил арку в «псевдорусском стиле», который был популярен во времена правления Александра III. Данный стиль имитировал московскую архитектуру допетровских времён. Для него характерны славянские мотивы и элементы народного творчества.
Царские Ворота, фото 19 века
Царские ворота состояли из трёх арок. Центральная служила проездом для транспорта, а через боковые могли проходить пешеходы. Строение украшали шатровые шпили, чешуйчатая крыша и кокошники, в которых находились иконы. На шпилях красовались двуглавые орлы – герб Российской Империи. Триумфальные арки – особые сооружения, которые возводились в знак пребывания царствующих особ в том или ином городе. Первая Триумфальная арка на Кавказе была построена в 1785 году в станице Екатериноградской. Она символизировала путь из России в Закавказье (на ней есть надпись «Дорога из России в Грузию). Кроме неё, до наших дней дошли лишь две арки 18 века, одна из которых находится в Петербурге, а другая в Москве.
Пик строительства триумфальных арок в России приходится на рубеж 19-20 вв. Эти величественные строения возводились по всей стране от Петербурга до Владивостока. Но, к сожалению, в годы советской власти все здания, на которых присутствовала символика царской власти, безжалостно уничтожались. Чтобы снести Триумфальную арку в Краснодаре, был придуман нелепый и комичный предлог. В 1926 году один из членов городского совета заявил, что о строение разбивают головы кондукторы трамваев. Трамвайные пути проходили сквозь арку с 1900 года, и жалоб от работников на протяжении более чем 20 лет не поступало. Однако было решено разобрать здание, а кирпич использовать для выкладки мостовых. Царские ворота снесли в 1928 году, ровно через 40 лет после возведения.
Открытка с Царскими Воротами
Но величественное здание не было уничтожено навсегда. Рухнул советский режим, в России всё чаще стали обращаться к историческому прошлому. Началось восстановление памятников архитектуры, разрушенных во времена СССР. Особую популярность стала приобретать реконструкция триумфальных арок. В последние десятилетия были восстановлены арки во Владивостоке, Ставрополе, Новочеркасске, Благовещенске, Канске.
Но часто воссозданные здания возводятся на новых местах и имеют сильные отличия от своих исторических прообразов. Это происходит по ряду причин. Во-первых, утрачены архитектурные чертежи, поэтому основным источником информации о постройках стали сохранившиеся фотографии. Во-вторых, в XXI веке облик городов сильно изменился, во много раз усилилось транспортное движение, некоторые площади застроены.
В рамках государственной программы по восстановлению исторических памятников в 2007 году, спустя почти 80 лет после сноса, было принято решение о воссоздании Царских ворот в Краснодаре. В 2008 году был освящён фундамент будущего здания. К сожалению, возвести строение на историческом месте оказалось невозможно. Это привело бы к транспортному коллапсу в районе. Поэтому было решено построить Триумфальную арку в одном из самых красивых городских бульваров, на пересечении улиц Бабушкина и Красной.
Руководство работами по реконструкции было доверено С. Снисаренко, доценту Кубанского государственного технологического университета. Чтобы максимально повторить облик арки, были использованы самые разные исторические материалы: фотографии, описания из литературы, старые открытки. Главную сложность представляло отсутствие чертежей. Вычислять площадь постройки приходилось на основании обрывочных сведений. И всё-таки благодаря стараниям архитекторов в 2009 году Краснодар вновь украсили Царские ворота.
Архитектура
Триумфальная арка в Краснодаре – впечатляющее и величественное сооружение с тремя пролётами. Оно возвышается над землёй на 12 м, а его длина – 18 м. В историческом строении сквозь центральный пролёт проезжали кареты, а через боковые арки проходили пешеходы. Сегодня все дорожки, проходящие сквозь ворота, являются пешеходными.
Архитектурный облик Царских Ворот
Здание сложено из красного кирпича. Архитектурный стиль представляет собой стилизацию под здания XVII века. Для этого стиля характерны шатровая кровля, выступающие кокошники. Крыша Царских ворот покрыта черепицей. Благодаря яркому красному кирпичу Триумфальная арка сильно выделяется среди однообразных серых зданий и вносит краски в городской ансамбль.
Перед современной аркой в 2009 году был установлен памятник, посвящённый Святой Екатерине. В историческом здании под кровлей находилось изображение великомученицы, но сегодня можно увидеть только образ Александра Невского, который находится с восточной стороны ворот.
Отдых возле Царских ворот
Царские ворота гармонично вписываются в пейзаж популярного городского бульвара. Вокруг памятника Великомученице Екатерине находятся действующие фонтаны. Территория возле ворот вымощена плиткой. Пешеходная дорожка проходит под главным пролётом арки. По обеим сторонам аллеи находятся ухоженные газоны, растут молодые деревья и живые изгороди. Есть удобные скамейки, фонари и клумбы с яркими цветами.
Памятник Великомученицы Екатерины
Это место отлично подойдёт для отдыха с детьми и неторопливых прогулок. Вечером, когда включается иллюминация, аллея погружается в атмосферу романтики. На фоне арки получаются эффектные и необычные фотографии. Царские ворота – излюбленное место молодожёнов: большинство свадеб в Краснодаре не обходится без посещения достопримечательности. Также это место очень ценится туристами, желающими привезти из поездки памятные снимки.
Аллея для прогулок возле Царских Ворот
Почти всегда здесь много людей. Влюблённые пары и художники, гости из других городов и семьи с детьми – всех притягивает насыщенная жизнь городского бульвара. Здесь постоянно звучит музыка и слышатся радостные детские крики. И если насладиться уединением здесь не получится, то ощутить особый ритм жизни мегаполиса сможет каждый посетитель.
Александровская триумфальная арка в Краснодаре: память об императоре
Александровская триумфальная арка или Царские ворота – достопримечательность Краснодара, которую вы точно увидите, если зададитесь целью изучить улицу Красную вдоль и поперек. В статье расскажу как и зачем возводилась триумфальная арка в Краснодаре, кто и почему ее снес, когда ее восстановили, покажу фото.
История
В 1888 году император Александр III совершал поездку по южным владениям Российской Империи. Приезд государя в Екатеринодар был для горожан грандиозным событием, и местное купечество решило приветствовать императорский кортеж Триумфальной аркой. Здание планировалось построить на пересечении улиц Екатерининской и Котляревского. По замыслу архитектора, арку должны были украсить иконы с ликами Александра Невского и Великомученицы Екатерины, которая считается покровительницей Краснодара.
Строительство велось на средства, собранные екатеринодарским купечеством. Документы свидетельствуют о том, что купцы не скупились на деньги и вкладывали в постройку значительные по тем временам средства. Всего было собрано более 16.000 рублей. Архитектором был назначен В.А. Филиппов, который к тому времени уже успел возвести множество сооружений в городе (Николаевская церковь, Войсковой тюремный замок, первая женская гимназия). Строительство велось быстро, и когда император прибыл в город, кортеж торжественно проехал через Царские ворота. В.А. Филиппов построил арку в «псевдорусском стиле», который был популярен во времена правления Александра III. Данный стиль имитировал московскую архитектуру допетровских времён. Для него характерны славянские мотивы и элементы народного творчества.
Читайте также: Загадки и легенды Дантова ущелья в г. Горячий Ключ
Царские Ворота, фото 19 века
Царские ворота состояли из трёх арок. Центральная служила проездом для транспорта, а через боковые могли проходить пешеходы. Строение украшали шатровые шпили, чешуйчатая крыша и кокошники, в которых находились иконы. На шпилях красовались двуглавые орлы – герб Российской Империи. Триумфальные арки – особые сооружения, которые возводились в знак пребывания царствующих особ в том или ином городе. Первая Триумфальная арка на Кавказе была построена в 1785 году в станице Екатериноградской. Она символизировала путь из России в Закавказье (на ней есть надпись «Дорога из России в Грузию). Кроме неё, до наших дней дошли лишь две арки 18 века, одна из которых находится в Петербурге, а другая в Москве.
Пик строительства триумфальных арок в России приходится на рубеж 19-20 вв. Эти величественные строения возводились по всей стране от Петербурга до Владивостока. Но, к сожалению, в годы советской власти все здания, на которых присутствовала символика царской власти, безжалостно уничтожались. Чтобы снести Триумфальную арку в Краснодаре, был придуман нелепый и комичный предлог. В 1926 году один из членов городского совета заявил, что о строение разбивают головы кондукторы трамваев. Трамвайные пути проходили сквозь арку с 1900 года, и жалоб от работников на протяжении более чем 20 лет не поступало. Однако было решено разобрать здание, а кирпич использовать для выкладки мостовых. Царские ворота снесли в 1928 году, ровно через 40 лет после возведения.
Открытка с Царскими Воротами
Но величественное здание не было уничтожено навсегда. Рухнул советский режим, в России всё чаще стали обращаться к историческому прошлому. Началось восстановление памятников архитектуры, разрушенных во времена СССР. Особую популярность стала приобретать реконструкция триумфальных арок. В последние десятилетия были восстановлены арки во Владивостоке, Ставрополе, Новочеркасске, Благовещенске, Канске.
Но часто воссозданные здания возводятся на новых местах и имеют сильные отличия от своих исторических прообразов. Это происходит по ряду причин. Во-первых, утрачены архитектурные чертежи, поэтому основным источником информации о постройках стали сохранившиеся фотографии. Во-вторых, в XXI веке облик городов сильно изменился, во много раз усилилось транспортное движение, некоторые площади застроены.
В рамках государственной программы по восстановлению исторических памятников в 2007 году, спустя почти 80 лет после сноса, было принято решение о воссоздании Царских ворот в Краснодаре. В 2008 году был освящён фундамент будущего здания. К сожалению, возвести строение на историческом месте оказалось невозможно. Это привело бы к транспортному коллапсу в районе. Поэтому было решено построить Триумфальную арку в одном из самых красивых городских бульваров, на пересечении улиц Бабушкина и Красной.
Руководство работами по реконструкции было доверено С. Снисаренко, доценту Кубанского государственного технологического университета. Чтобы максимально повторить облик арки, были использованы самые разные исторические материалы: фотографии, описания из литературы, старые открытки. Главную сложность представляло отсутствие чертежей. Вычислять площадь постройки приходилось на основании обрывочных сведений. И всё-таки благодаря стараниям архитекторов в 2009 году Краснодар вновь украсили Царские ворота.
История Александровской триумфальной арки
Инициатива строительства Царских ворот принадлежала городскому купечеству. Предложение возвести триумфальную арку поступило в связи с визитом в Краснодар (в те годы – Екатеринодар) Императора Александра III.
Строительство Царских ворот
Ворота построили в 1888 году. Проект разработал архитектор Василий Андреевич Филиппов. Его авторству принадлежала уже возведенная Николаевская церковь, женская гимназия.
Деньги на строительство были собраны купеческим сообществом по подписке. Согласно историческим документам, это была сумма в 16625 рублей. Возведение ворот обошлось в чуть меньшую сумму.
Место для сооружения выбрали так, чтобы Александр III проехал от вокзала к центру города именно через триумфальную арку. Это было пересечение улиц Котляревского и Екатерининской.
В 1900 году в центральном пролете Александровской арки были проложены трамвайные пути.
Архитектура
Триумфальная арка в Краснодаре – впечатляющее и величественное сооружение с тремя пролётами. Оно возвышается над землёй на 12 м, а его длина – 18 м. В историческом строении сквозь центральный пролёт проезжали кареты, а через боковые арки проходили пешеходы. Сегодня все дорожки, проходящие сквозь ворота, являются пешеходными.
Читайте также: Улицы Адлера, море и набережная — фото пляжа, города и Олимпийской деревни
Архитектурный облик Царских Ворот
Здание сложено из красного кирпича. Архитектурный стиль представляет собой стилизацию под здания XVII века. Для этого стиля характерны шатровая кровля, выступающие кокошники. Крыша Царских ворот покрыта черепицей. Благодаря яркому красному кирпичу Триумфальная арка сильно выделяется среди однообразных серых зданий и вносит краски в городской ансамбль.
Перед современной аркой в 2009 году был установлен памятник, посвящённый Святой Екатерине. В историческом здании под кровлей находилось изображение великомученицы, но сегодня можно увидеть только образ Александра Невского, который находится с восточной стороны ворот.
Триумфальная арка в Краснодаре (Царские ворота)
Многие жители и гости Краснодара объединяют Царские Ворота (другое название Александровская Триумфальная Арка) и памятник св. Екатерине в единый комплекс. Это вполне можно объяснить тем, что находятся эти два памятника совсем рядом, на расстоянии 30 м один от другого. Да и возведены они были практически одновременно: в 2008 году произвели воссоздание Царских Ворот, а через год построили памятник святой покровительнице города.
Строительство Триумфальной арки изначально было выполнено в 1888 году. Тогда в городе (ещё под старым названием Екатеринодар) ожидали приезда императорской семьи: Александра III со своей супругой и наследником. По решению купеческого сообщества были выделены средства для возведения этих триумфальных ворот для встречи таких почётных гостей.
Сооружение было выполнено в кратчайшие сроки и получилось весьма величественным. Император по достоинству оценил эти Царские Ворота с четырьмя башнями, узорчатыми карнизами и символическими золотыми орлами. Также Александра III впечатлили две золочённые иконы с лампадами в нишах арки, которые изображали Александра Невского и великомученицу Екатерину.
К сожалению, Триумфальная арка просуществовала совсем недолго и была снесена по приказу советского правительства в сентябре 1928 года. Лишь спустя более ста лет Царские ворота были восстановлены по редким фотографиям, рисункам и описаниям современников. Реконструкция прошла довольно успешно под управлением опытного архитектора Сергея Снисаренко. Теперь все жители и гости Краснодара могут оценить всю величественность данного исторического объекта.
Рядом с Воротами в 2009 году был построен и памятник св. Екатерине. Он представляет собой дань уважения города к своей покровительнице. Ведь именно эта святая и дала имя Екатеринодару, хотя многие ошибочно полагают, что он назван в честь известной императрицы.
Оба памятника были созданы местными властями в попытке уйти от прошлых советских обычаев и возвращения к истинному облику города. Местное население снисходительно относится к этому стремлению городских властей, тем более что памятники вышли на удивление красивыми. Они прекрасно вписались в общий облик Краснодара и теперь пользуются особой популярностью среди свадебных пар и фотографов. По вечерам здесь обычно многолюдно, льётся музыка, а в струях фонтана переливаются вечерние огни города.
Отдых возле Царских ворот
Царские ворота гармонично вписываются в пейзаж популярного городского бульвара. Вокруг памятника Великомученице Екатерине находятся действующие фонтаны. Территория возле ворот вымощена плиткой. Пешеходная дорожка проходит под главным пролётом арки. По обеим сторонам аллеи находятся ухоженные газоны, растут молодые деревья и живые изгороди. Есть удобные скамейки, фонари и клумбы с яркими цветами.
Памятник Великомученицы Екатерины
Это место отлично подойдёт для отдыха с детьми и неторопливых прогулок. Вечером, когда включается иллюминация, аллея погружается в атмосферу романтики. На фоне арки получаются эффектные и необычные фотографии. Царские ворота – излюбленное место молодожёнов: большинство свадеб в Краснодаре не обходится без посещения достопримечательности. Также это место очень ценится туристами, желающими привезти из поездки памятные снимки.
Аллея для прогулок возле Царских Ворот
Почти всегда здесь много людей. Влюблённые пары и художники, гости из других городов и семьи с детьми – всех притягивает насыщенная жизнь городского бульвара. Здесь постоянно звучит музыка и слышатся радостные детские крики. И если насладиться уединением здесь не получится, то ощутить особый ритм жизни мегаполиса сможет каждый посетитель.
Ворота из александровского прошлого в настоящее
Изначально краснодарская арка возвышалась на перекрестке улиц Котляревской и Екатерининской, которые теперь носят названия Мира и Седина. Она выстроена в ознаменование визита Александра III и его семьи в 1888 г.: тогда император ездил по Кавказу с инспекцией. Место для будущей достопримечательности выбрано не случайно: именно эта дорога вела с вокзала в центр, к дому Наказного атамана (предводителю казаков).
Читайте также: Официальный символ КМВ — история и современный вид
Идея возведения монумента принадлежит местному купеческому обществу. Торговцы общими усилиями собрали порядка 16000 рублей, из которых потратили почти 13000. Проект Царских ворот разработал прославленный архитектор Филиппов, построивший немало зданий по всему городу. Нарядная арка выдержана в псевдорусском стиле XVI века и состояла из трех пролетов: основного для движения транспорта, еще два – для пешеходов.
Боковые устои венчали шпили с гербами страны. Крыша по форме была шатровой, покрытой чешуйками, ее гребень украшала позолоченная резная решетка. В специальной нише размещались лампадки и две иконы – Святой Екатерины (на западе) и Александра Невского (на востоке). Под ликами красовались две таблички, где славянским шрифтом были начертаны надписи в честь Александра.
В советское время под центральным пролетом Царских ворот проходили трамвайные пути. К великому сожалению, сооружение простояло только до 1928 г. Советские власти приняли решение уничтожить строение под предлогом того, что она мешала безопасному дорожному движению: кондукторы якобы разбивали о проход головы. Восстановлением памятника занялись лишь в XXI ст. в рамках целевой программы.
Спустя 80 лет с момента разрушения – летом 2008-го – был освещен фундамент новой Триумфальной арки, еще через год состоялось ее открытие. Монумент вытроили в другом районе Краснодара – на перекрестке улиц Бабушкина и Красной, так как историческое местечко слишком загружено транспортом, движение было бы парализовано.
Руководил воссозданием объекта член союза дизайнеров страны, доцент кафедры архитектуры Кубанского государственного технологического университета С. Снисаренко. Работы велись по методу стилистической реставрации. Проект ворот разрабатывали с помощью старых фотографий окрестностей, самой арки, открыток, литературных описаний, чертежи не сохранились и это очень осложняло процесс. Тем не менее нынешний внешний вид их полностью повторяет прежний.
Вот основные параметры:
- высота: 12 м;
- длина: 18 м;
- ширина: 3 м.
Ворота XIX века полностью выполнены из кирпича, современный же аналог представляет собой железобетонный каркас, облицованный камнем. Некоторые элементы сложного фасада сначала собирали на земле и только потом, после согласования с архитектором, перемещали на стену. Силы и время, затраченные на воссоздание Триумфальной арки, полностью оправданы восторженными отзывами гостей, населения города и новым живописным обликом, что приобрел Александровский бульвар, заключенный между двух полос улицы Красной.
Чем знамениты Царские ворота в Краснодаре – история двух Александровских арок
Александровская триумфальная арка – одна из достопримечательностей Краснодара, включенная практически во все туристические маршруты. По сравнению с некоторыми другими памятниками архитектуры, это довольно молодое сооружение. Однако для города и истории оно имеет не меньшее значение.
Описание достопримечательности
Царские ворота в Краснодаре – величественное трехпролетное сооружение высотой 12 м, длиной 18 м и шириной 3 м. Центральный пролет был предназначен для проезда карет, а боковые – для движения пешеходов.
Ворота выдержаны в русском стиле, имитируют московскую архитектуру XVII века. Об этом свидетельствуют большие выступающие кокошники, шатровая кровля.
Средняя арка опирается на крепкие устои, украшенные в верхней части шпилями с золочеными двуглавыми орлами. Крыша покрыта темной черепицей, которая эффектно контрастирует с красным кирпичом, разбавляя серую городскую застройку.
С восточной стороны в верхней части триумфальной арки Краснодара можно увидеть образ Александра Невского и памятную табличку, посвященную Александру III.
В первозданном виде под декоративными элементами кровли был образ и Святой Великомученицы Екатерины. Сегодня вместо него перед краснодарской аркой стоит посвященный ей памятник. Рядом разбит сквер, работают фонтаны.
История Александровской триумфальной арки
Инициатива строительства Царских ворот принадлежала городскому купечеству. Предложение возвести триумфальную арку поступило в связи с визитом в Краснодар (в те годы – Екатеринодар) Императора Александра III.
Строительство Царских ворот
Ворота построили в 1888 году. Проект разработал архитектор Василий Андреевич Филиппов. Его авторству принадлежала уже возведенная Николаевская церковь, женская гимназия.
Деньги на строительство были собраны купеческим сообществом по подписке. Согласно историческим документам, это была сумма в 16625 рублей. Возведение ворот обошлось в чуть меньшую сумму.
Место для сооружения выбрали так, чтобы Александр III проехал от вокзала к центру города именно через триумфальную арку. Это было пересечение улиц Котляревского и Екатерининской.
В 1900 году в центральном пролете Александровской арки были проложены трамвайные пути.
Снос и восстановление современниками
Царские ворота в Краснодаре в своем первозданном виде простояли недолго – всего 40 лет, до 1928 года. Поводом для сноса стало соответствующее предложение члена городского совета. В газете “Красное знамя” он обосновал его тем, что кондукторы трамваев разбивают себе лбы об арку. Кирпичи же было предложено пустить на мощение улиц. В результате Царские ворота снесли.
Однако в 2007 году в рамках одной из целевых программ, принятых Государственной Думой, Александровскую триумфальную арку было решено восстановить. Работы начались в 2008 году. Над проектом работал архитектор Сергей Снисаренко.
По его словам, трудности восстановления заключались в следующем:
- отсутствие точных чертежей по первоначальному проекту;
- сжатые сроки;
- кирпичи готовили и обрабатывали на строительной площадке;
- некоторые детали сначала собирали на земле и только потом на стене;
- оказалось, что непросто собрать профессиональную бригаду каменщиков.
Однако несмотря на это, работы были выполнены в срок. Восстановленная Александровская триумфальная арка вновь украшает Краснодар, только уже в другом месте – на пересечении улиц Бабушкиной и Красной.
Интересный факт! Строители немного отошли от исторической действительности, использовав кирпич лишь в качестве облицовки. Основа новых Царских ворот – монолитная железобетонная конструкция.
Ежедневно под сводами Александровской арки проходят тысячи жителей и гостей Краснодара. Осмотреть и сфотографировать достопримечательность со всех сторон можно беспрепятственно. В темное время суток она особенно красива и загадочна в свете фонарей.