Церковь Иоанна Предтечи
Храм Иоанна Предтечи (1671-1687 гг.) — задумывался и строился как нечто особенное, «чего прежде никогда не было», поэтому с момента закладки сопровождался большим количеством вкладов и пожертвований, поражая богатством внутреннего убранства и количеством драгоценной утвари. Его грандиозные размеры позволяют ему до сих пор оставаться одной из самых заметных построек в городе.
Внешний вид храма поражает разнообразием декоративных форм. Здесь применены все основные приемы декора русской архитектуры XVII века, среди которых главное место занимает фигурный кирпич.
Разнообразие его форм огромно — от скромных профилей до целых фигурных плит: это разнообразные бусины, розетки, валики, косички, колонки разных размеров и форм, дыньки, кокошники и т. д. Эта изощренная каменная краснокирпичная «резьба» прекрасно сочетается с цветными изразцами.
Монументальная живопись этого памятника относится к лучшим образцам русского искусства XVII века. Храм расписывала ярославская артель из 16 художников с 5 июня 1694 г. по 6 июля 1695 г. Руководили артелью известные ярославские знаменщики Дмитрий Григорьев Плеханов и Федор Игнатьев. В 1700 г. они продолжили роспись северного придела и паперти.
Росписи храма не имеют себе равных в мировом искусстве по количеству изображаемых сюжетов (более полутора тысяч).
Стены центрального храма разбиты на 8 ярусов (западная стена — на 9), при этом совершенно уникален по содержанию нижний ярус северной и южной стен, где изображены Минеи — все святые православной церкви. Росписи центрального храма посвящены евангельским событиям, а также иллюстрируют житие Иоанна Предтечи, «Песню Песней», на столпах размещаются Деяния Апостолов. Росписи галереи — это бесконечные сцены из Ветхого Завета от сотворения мира до падения Иерихона, на западном крыльце (это главный вход и выход) размещаются подробные иллюстрации Апокалипсиса. Вдоль стен галерей расположены фигурные расписные каменные скамьи, западный, северный и южный входы в центральный храм оформлены удивительной красоты порталами с богатым декором из расписного лекального кирпича.
Изображение церкви помещено на оборотной стороне 1000-рублевой купюры, выпущенной в обращение в 2001 году.
В настоящее время храм находится в составе Ярославского музея-заповедника и используется как объект музейного показа.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль
XVII век стал для Ярославских земель временем расцвета. Здесь активно развивались ремесла. И примерно треть всех ремесленников были кожевниками, то есть занимались выделкой кожи. Местные мастера умели делать юфть (кожу лучшей выделки) такого качества, что ее охотно приобретали богатые купцы из Англии и Голландии. Поэтому ярославские кожевенники, а также обувщики и скорняки богатели.
Главный вход в церковь
В 1658 году в Ярославле произошел очень большой пожар, унесший много городских построек. Сгорело почти 30 церквей, 3 монастыря и около полутора тысяч гражданских домов. Но после пожара Ярославль быстро восстанавливался, и горожане отстраивали все новые храмы. Возвести новую церковь захотели и жители расположенной в городском пригороде Толчковской слободы. Здесь жили в основном кожевники, и название слободы возникло от их промысла. Ведь для выделки кож необходима была краска для дубления, а получали ее толчением древесной коры.
Считается, что раньше в Толчкове находились строения Вознесенского женского монастыря, который был разорен польско-литовскими войсками в 1609 году. А потом стоял деревянный Предтеченский храм. Рядом с ним, в память об утраченной обители слободские жители и решили выстроить зимнюю Вознесенскую церковь. Но деревянный Предтеченский храм спалил очередной пожар. И жители Толчково остались вообще без церкви.
Читайте также: Что говорить на похоронах
На пепелище вначале возвели небольшой сделанный из дерева Вознесенский храм и начали собирать средства на постройку каменной церкви. Кто-то жертвовал храму деньги, кто-то — слитки серебра или торговую лавку, дорогие кружева или огород с постройками. Вклады принимали в любом виде, в том числе и рабочими руками. Получалось, что новую церковь возводили «всем миром». Так будущей церкви были переданы ценные Царские врата из Казани и несколько старинных, богато украшенных икон.
Общий вид на церковь и колокольню с востока
Разрешение на начало строительства и возведение для этих целей двух кирпичных заводов было дано царем Алексеем Михайловичем. А само строительство растянулось на 16 лет. Главная причина этого была в необходимости кропотливо выполнить сложный архитектурный проект, отделку и роспись. И, наконец, в 1687 году два храма – большой летний в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и зимний маленький в честь Вознесения Господня были готовы.
История
Говорят, что на месте храма Иоанна Предтечи в Ярославле ранее находился Вознесенский женский монастырь, разоренный в 1609 году поляками. Позднее здесь была возведена деревянная церковь Иоанна Предтечи. Она была тесновата, поэтому местные жители ходатайствовали о строительстве зимнего храма в честь Вознесения Господня. Вскоре разрешение на возведение постройки было получено, однако не успели они приступить к работам, как сгорела деревянная церковь. В связи с этим для начала была построена небольшая деревянная Вознесенская церковь.
После этого можно было приступить к более масштабному проекту, ведь новая церковь должна была стать особенной. Надо сказать, что в слободе тогда проживало множество зажиточных мастеров, которые не пожалели средств на воплощение своего грандиозного замысла. Слобода Толчково славилась своими мастерами-кожевниками, которые разбогатели благодаря таланту и трудолюбию. Даже в названии места отражен этот популярный в то время промысел — дубильную краску для него получали посредством толчения древесной коры. В устремлениях местных жителей присутствовал и некий соревновательный момент, они желали построить такой храм, которому не будет равных по красоте и величию в округе.
Каждый житель хотел внести свой вклад в строительство — кто-то деньгами, иные ценными вещами, у кого не было этого, предлагал свой труд. Кроме того, жертвователи находились и далеко за пределами города, к примеру, Казань передала царские врата великолепной работы. Именно поэтому храм считался поистине народным. Для его строительства было возведено два кирпичных завода, которые обеспечивали рабочих материалом. По проекту церковь должна была иметь два придела — во имя трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого) и во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.
Строительство продолжалось 16 лет (с 1671 по 1687 годы), такой долгий срок обусловлен наличием большого количества деталей, что требовало от мастеров кропотливости, точности, на это уходило много времени. Рядом с церковью возвели шестиярусную колокольню, высота которой достигала 45 метров. Несмотря на обилие сюжетов роспись храма выполнили примерно за год. Восторгались красотой постройки как простые люди, так и царственные особы. Известно, что ее посещали цесаревич Николай Александрович, цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III), великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной. Церковь вдохновляла и художников, так, она была запечатлена на картине Василия Верещагина «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове».
Декор фасада, © Светлана Апполонова
При церкви существовала богадельня, позднее появилось приходское попечительство, выдававшее денежные пособия бедным прихожанам. Другими благими начинаниями были церковно-приходская школа с приютом для девочек, женская мастерская. Ввиду значимости храма, его плодотворной работы власти заботились о его состоянии — выделялись средства на ремонтные и реставрационные работы.
После революции для храма и его строений наступили времена тяжелых испытаний. Вознесенскую церковь стали использовать как заводскую столовую, а позднее и вовсе снесли. В самом же храме Иоанна Предтечи хранилось зерно. Один из ярусов колокольни приспособили под кузницу и мастерскую, вследствие такого обращения она начала крениться, что удалось исправить в 1958 году.
Использование храма не по назначению привело к плачевному результату — многие элементы декора были разрушены. Даже несмотря на это он вызывал глубокое чувство восхищения у всех, кто его видел. В наши дни он является музейным объектом. Долгое время церкви не уделяли должного внимания, однако в начале 2021 года были проведены исследовательские работы, и вскоре началась реставрация. Есть надежда, что со временем храму вернут его былое великолепие.
Табличка на фасаде, © Наталья Воробьева
История церкви Иоанна Предтечи в XVII-XX веках
Почти сразу же при храме устроили богадельню, в которой жили 40 стариков, инвалидов и сирот. В 70-е годы XIX века при церкви также создали приходское попечительство, и стали выдавать денежную помощь самым бедным прихожанам – вдовствующим женщинам и сиротам. Чуть позже здесь открыли церковно-приходскую школу, в которой за год обучали грамоте и счету. А в конце XIX века школу преобразовали в женскую, и стали учить в ней уже в течение двух лет. Кроме того, открыли свои двери приют для девочек, швейная и прачечные мастерские. Церковь даже создала собственный благотворительный кружок, в котором учили 400 безграмотных рабочих Ярославской Большой Мануфактуры. После революции 1917 года эту фабрику стали называть «Красный Перекоп».
В 90-е годы XIX века при церкви возникло общество трезвости, и для него выделили отдельный дом с комнатами для библиотеки и чайной. В это же время начали издавать собственный журнал под названием «Приходская жизнь», который выходил ежемесячно. Это было большой редкостью для провинциальных храмов. Любопытно, что этот журнал имел продолжение в Америке. В 1949 году там был образован Предтеченский приход, а спустя 9 лет построена церковь с использованием стилистики ярославских храмов XVII века.
Читайте также: Монастырь Святая Петка Параскева вблизи Софии
Вид на западный фасад
Проводились и реставрационные работы. Так в 1830 году частично восстановили храмовую роспись. Через 25 лет позолотили иконостас, а сделанный из кирпича, обветшавший пол заменили на чугунный.
В середине 90-х годов XIX века в церковь нанес визит министр финансов России Сергей Юльевич Витте, который инициировал работы по ее капитальной реставрации. В 1903 году она началась. Специалисты заменили храмовый фундамент, ликвидировали трещины в стенах, полностью отреставрировали фрески и иконостас, а также позолотили купола. Пол в храме вновь заменили на плиточный. И через 3 года Иоанно-Предтеченская церковь вновь предстала во всем своем великолепии.
С приходом советской власти период народной любви к церкви закончился. В 1929 году небольшой одноглавый Воскресенский зимний храм стали использовать как столовую для рабочих лакокрасочного завода, а в 50-е годы его снесли. В 1933 году Предтеченскую церковь отдали Ярославскому музею. Но спустя 3 года внутри нее разместили зерновой склад, хранилища для красителей, карбида и кислот, а также оборудовали здесь кузнечное производство и мастерскую. Колокольня от осадки фундамента и работ в кузнице начала крениться. И в 1958 году пришлось проводить большие реставрационные работы, чтобы ее выпрямить. Полное уничтожение храма было предотвращено после вмешательства Главнауки.
Вид на восточный фасад церкви
Архитектура и внутреннее убранство церкви Иоанна Предтечи
Проект Иоанно-Предтеченской церкви типичен для ярославских церквей. Это четырехстолпный храм с пятиабсидным алтарем, окруженный с трех сторон одноэтажными крытыми галереями. Грандиозность и величественность постройке придает то, что два придела были выполнены вровень с основным объемом. На храме установлено пять больших глав, и по пять маленьких имеет каждый из приделов.
К сожалению, автор проекта и руководители возведения этого замечательного храма нам не известны.
Но сохранились имена тех мастеров, которые занимались внутренней росписью церкви. Известно, что над фресками работало 16 изографов, которыми руководили потомственный иконописец Дмитрий Григорьевич Плеханов и молодой мастер Федор Игнатьев. Плеханов к тому времени прославился своими росписями больших храмов в Москве, Ростове Великом, Троице-Сергиевской Лавре и Вологде.
Причем по качеству проработки сюжетов понятно, что иконописцы имели прекрасное богословское образование. В алтарной части храма ими были сделаны 18 композиций по теме «Толкование литургии». Всего же в церкви насчитывают более 500 сюжетных картин. Такой объемной и качественной стенописи нет более нигде в мире.
Примечательно, что иконописцы, чтобы сделать библейские сюжеты понятнее простым людям, добавляли много характерных русских деталей – принятые в те времена фасоны одежды и повседневные орудия труда. Сама роспись заняла всего один год. Это говорит о высочайшей квалификации работавших в церкви мастеров.
Внешний декор храма поражает великолепием. Украшающие его стены объемные узоры сделаны из изразцов и специально изготовленного фигурного (или лекального) кирпича. Создается впечатление, что храм словно «обернут» роскошным персидским ковром. Такой стиль, называемый русским или московским узорочьем, сформировался в XVII веке. Для него характерны сложность композиции, затейливость форм и обилие декора.
Рядом с церковью стоит высокая 45 м колокольня, построенная на рубеже XVII-XVIII вв. Два ее нижних яруса – закрытые, а четыре верхних открыты и декорированы затейливыми резными аркадами. Архитектурный стиль, примененный при строительстве колокольни, — московское барокко. В XVII веке он органично пришел на смену русскому узорочью. Колокольня гармонично сочетается с церковью потому, что разделение на ярусы у этих двух строений совпадает. Храмовую территорию окружает частично сохранившаяся ограда с возведенными в стиле московского барокко Святыми воротами.
Архитектура и интерьер
Архитектурная концепция церкви типична для ярославской школы зодчества. Храм представляет собой четырехстолпное сооружение, окруженное с трех сторон одноэтажными закрытыми галереями. Два предела церкви имеют ту же высоту, что и основной объем строения. Храм венчает пять больших глав. Каждый из пределов также украшают по пять малых глав.
Фрески. Фото: kelohouse.ru
Читайте также: Что подсказывает нам пламя свечи, зажженной для практики.
Над созданием внутреннего оформления церкви трудились 16 мастеров иконописи. Всего в церкви насчитывается 500 живописных работ, по этому показателю она превосходит все прочие храмы России и мира. Картины повествую классические библейские сюжеты, правда, есть одна интересная деталь – орудия труда и одежда изображенных людей соответствуют ярославской традиции и тенденциям XVII века.
Современное состояние церкви Иоанна Предтечи и режим посещения
Иоанно-Предтеченская церковь имеет статус памятника истории и культуры федерального уровня. Она относится к Ярославскому музею-заповеднику и охраняется ЮНЕСКО.
Сегодня реставрационные и исследовательские работы в церкви продолжаются. Богослужения в этом храме не проводятся. Осмотреть его внутри можно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника.
Северное крыльцо церкви
Как добраться до церкви Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи расположена в Ярославле на Закоторосльной набережной, 69.
Она стоит неподалеку от моста через Коротосль, в том месте, где реку пересекает проспект Толбухина.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно пересечь ярославскую железную дорогу, и, не доезжая до реки Коротосль, повернуть налево на Большую Федоровскую улицу. Проехав по ней 1,1 км, повернуть направо, на проспект Толбухина. Церковь будет видна слева по ходу, перед мостом через реку Коротосль.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до храма Иоанна Предтечи составляет 1,8 км. Их можно пройти пешком или проехать на такси.
Рейтинг достопримечательности
Рейтинг 4.00 [13 Голоса (ов)]
← Ярославская область | Ярославль | Россия → |
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — видео
Некоторыми посетителями Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове высказывается мнение, что она являет собой пример неудачной судьбы. Я же полагаю, что храму отведена счастливая участь. Несмотря на все невзгоды и периоды забвения, он донес до нас свою душу. Смотрите сами!
Внутри церкви приятно окунуться в атмосферу тишины и умиротворения, а древние росписи и убранство полностью способствуют этому. А тех читателей, которым довелось побывать в этой уникальной церкви, какие посещали мысли по этому поводу, можете высказаться в комментариях.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Есть объекты, с которыми мы регулярно сталкиваемся в повседневной жизни, но не придаем им значение. К таким можно отнести Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, изображение которой красуется на купюре в одну тысячу рублей. Недавно довелось воочию увидеть этот архитектурный шедевр и подробней узнать о его истории и настоящем.
Внешний вид церкви сразу привлекает своей необычностью, от которого веет некой былинной стариной. Купола нагромождены, на первый взгляд, хаотично. Но присмотревшись, понимаешь, что все в их расположении имеет свое значение. Сама церковь сооружена из изразцового кирпича, причем деталям декора уделено немалое значение.
Построена церковь в конце XVII века, когда богатые горожане решили воздвигнуть в Толчковой слободе храм, не имеющий равных по размерам в Ярославле. Интересно, что для строительства церкви были специально основаны два кирпичных завода. Спустя более полутора десятков лет храм был построен, а результат не разочаровал.
Церковь прожила богатую историю, в которой были периоды возвышения и упадка. Но ее миновали серьезные невзгоды и разрушения. После революции церковь использовалась как музей, столовая и даже склад.
Сейчас Церковь Иоанна предтечи находится в составе Ярославского музея-заповедника. В последние годы проведены множественные реставрационные работы, музей принимает посетителей, а в будущем планируется проведение богослужений в помещении храма.
Где находится
- Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове находится по адресу: город Ярославль, вторая Закоторосльная набережная, 69.
- Телефон +74852303869.
Как лучше добираться
- Добраться до Ярославля можно железнодорожным транспортом.
- На вокзале Ярославль Главный следует сесть на автобус по маршруту №3 или №17, и выйти на остановке «Пролетарская Слобода».
- Если вы приехали в Ярославль на автобусе, на автовокзале садитесь на троллейбус 9-го маршрута и доберитесь до остановки «Большая Федоровка».
- Затем пересаживайтесь на автобус 19-го маршрута и следуйте до «Пролетарской Слободы».
Посещение
- Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове открыта для посещения круглый год, с 10 до 17 часов, кроме понедельника и вторника.
- Стоимость входного билета 60 рублей, для детей – 30 рублей.
Расписание богослужений в Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Службы в Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове на регулярной основе не ведутся, поэтому постоянного расписания нет.
Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле на фото
Один из ракурсов на Церковь Иоанна Предтечи позволяет оценить ее красоту, и понять несоответствие окружающего фона.
Церковь интересна не только своей архитектурой, но и тщательным исполнением всех оформительских элементов.
Внутренний интерьер храма отличается красотой и богатством росписи.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — видео
Некоторыми посетителями Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове высказывается мнение, что она являет собой пример неудачной судьбы. Я же полагаю, что храму отведена счастливая участь. Несмотря на все невзгоды и периоды забвения, он донес до нас свою душу. Смотрите сами!
Внутри церкви приятно окунуться в атмосферу тишины и умиротворения, а древние росписи и убранство полностью способствуют этому. А тех читателей, которым довелось побывать в этой уникальной церкви, какие посещали мысли по этому поводу, можете высказаться в комментариях.