Игнатьевская пещера — фото, описание, история, отзывы

Игнатьевская пещера: древние рисунки, старец Игнатий и лик Богородицы

Игнатьевская – одна из самых удивительных и загадочных пещер Урала. В ней найдены древние рисунки и лик Богородицы, а в XIX веке в пещере жил отшельник. Интересна и сама река Сим, уходящая в этом месте под землю. Вокруг возвышаются высокие скалы. Место интересное и очень красивое.

Особенности Игнатьевской пещеры

У этой пещеры несколько названий: Игнатиевская, Игнатовская, Игнатьевская, Серпиевская, Симская, Ямазыташ. Она находится на правом берегу реки Сим в Катав-Ивановском районе Челябинской области.

Представляет собой горизонтальную карстовую полость коридорно-гротового типа с разветвленной системой ходов. Заложена в массиве темно-серых доломитизированных известняков верхнего силура – нижнего девона. Общая длина ходов пещеры 620 м, средняя ширина 3 м, средняя высота 2,3 м. Площадь пола 1860 м2. Объем полости более 3 тысяч м3.

Внушительный вход в пещеру открывается в дугообразном скальном обнажении на высоте 11 м над урезом воды реки Сим. Пещера очень эффектно выглядит с другого берега реки. Подняться к ней можно по установленной тут металлической лестнице. Входное отверстие ориентировано на юго-восток. Его размер 12х12 м. От входа начинается обширный Входной грот шириной до 10 м, высотой 7,5 м и длиной 44 м. Он хорошо освещается солнечным светом и прекрасно прогревается.

В конце грота установлены две решетки с несколькими замками, дальше уже не попасть. В 2018 году Игнатьевскую пещеру закрыли для туристов. Это связано с негативным воздействием на уникальный исторический памятник со стороны посетителей.

Если бы не решетка, из входного грота по широкому, но низкому ходу можно было бы попасть в главную Большую галерею (второе название – Основной коридор). Справа находится грот Логово, из которого идет система узких ходов лабиринтного типа общей длиной 78 м, с многочисленными короткими боковыми лазами, заканчивающимися тупиками. Большая галерея тянется на 134 м. Она приводит в самый обширный зал пещеры – Большой (второе название – грот Столба). В его центре возвышается большой известняковый столб-останец (14×6 м), подпирающий свод. В нем несколько сквозных ходов и окон. Из этого грота отходит галерея длиной 20 м. Там есть два отверстия, где начинаются боковые ходы, ведущие в последний зал — Келью старца Игнатия (или Дальний зал). Из грота идет несколько узких боковых ходов-щелей длиной от 4 до 9 м.

Схема Игнатьевской пещеры. Источник: http://quist.pro

Местами на полу пещеры сыро и грязно, в кальцитовых ванночках-гурах встречается вода. Особенно сыро в гроте Келья старца Игнатия: со стен и потолка сочится вода. Там, где спускается крутая осыпь из камней и глины, можно заметить сгнившие деревья – остатки избушки старца Игнатия. В дальней части пещеры по трещине образовался круто уходящий вверх лаз к дневной поверхности.

Игнатьевская пещера с 1969 года имеет статус комплексного природно-исторического и геолого-геоморфологического памятника природы Челябинской области и с 1983 года – статус историко-археологического памятника федерального значения.

Старец Игнатий и лик Богородицы

Пещера известна давно. Ее первое описание сделал в 1762 году П.И. Рычков. В 1770 году тут побывал П.С. Паллас. В своих путевых заметках он называл ее пещерой в горе Ямазе-таммаге-таш. Побывавший здесь в 1890-х годах геолог Ф.Н. Чернышев впервые назвал пещеру именем старца Игнатия. Он писал:

«Гора носит название Игнатьевская по имени келейника, жившего в пещере тут находящейся. Келейник Игнатий, умерший лет 40 тому назад, считался среди окрестных крестьян, особенно раскольников, за святого, и до сих пор память о нем благоговейно чтится всем населением».

По легенде, обитавший в пещере в XIX веке старец Игнатий якобы был сыном Павла I – отказавшимся от престола великим князем Константином, братом Александра I и Николая I. Однако известно, что Константин Павлович (1779–1831) умер от холеры в городе Витебске и похоронен в Петропавловском соборе. Историкам известно еще о трех лже-Константинах, появившихся после 1825 года.

По другой легенде, Игнатий был бывшим императором Александром I, уставшим от правления и подавшимся в странники. Есть и мнение, что он был простым беглым каторжником, отмаливавшим грехи. Конечно, Игнатий не был представителем царского рода, а его реальную историю мы вряд ли когда-то узнаем.

После смерти старца Игнатия, в конце XIX – начале XX века местные жители устраивали крестные ходы к пещере. Около входа проводились молебны. Эта традиция продолжалась вплоть до 1930-х годов.

«Путеводитель по Уралу» 1899 года сообщал:

«…В одной из таких пещер, называемой Игнатьевской, погребен человек, слывущий в народе за подвижника. Игнатова пещера — одна из самых обширных и известных на Южном Урале. Перед могилой висит медный образ и горит лампада. В девятую пятницу после пасхи в пещеру стекается масса народа из соседних заводов, сел и деревень. Рассказывают, что в пещерах этих и ныне живут сподвижники, причем в одной из них вырублена даже изба с подземной веревочной лестницей наверх».

На одной из стен грота Келья старца Игнатия кальцитовый натек напоминает фигуру женщины с младенцем. Считается, что это изображение Богоматери, сделанное старцем Игнатием. А может быть этот причудливый сталагмит был тут и раньше, побудив Игнатия поселиться в пещере. По бытующим среди религиозных людей поверьям, лик Богоматери в Игнатьевской пещере якобы приводит к исцелениям.

Древняя картинная галерея

Первое комплексное изучение пещеры в 1912 году провел археолог и палеонтолог С.И. Руденко. В археологическом раскопе он обнаружил железные, костяные и каменные орудия труда, осколки керамики и кости древних животных. В 1960 году археолог О.Н. Бадер провел разведочные раскопки и нашел кремневые орудия, что позволило датировать нижний культурный слой в привходовом гроте эпохой палеолита.

В 1980 году археологи В.Т. Петрин, С.Е. Чаиркин и В.Н. Широков сделали поистине сенсационное открытие: в пещере были найдены рисунки древних людей. Пещеру исследовали экспедиции В.Т. Петрина (1980-86 гг.) и В.Н. Широкова (1995 и 1999 гг.). Всего было найдено более 50 рисунков, сконцентрированных в Большом зале (грот Столба) и Дальнем зале (Келья старца Игнатия) на расстоянии более 120 м от входа.

В Большом зале (гроте Столба) фигуры нанесены в основном красной охрой на вертикальные и наклонные стены, полусводы, выступы стен, в многочисленных нишах и впадинах. В Дальнем зале (Келье старца Игнатия) — на потолок, реже — на стену; здесь преобладают рисунки черного цвета. Красные рисунки делались охрой, а черные – углем. Размеры рисунков – от 1,5 см до 2,3 м, а ширина линий – 1-5 см. Большинство изображений расположено на высоте не более роста человека.

Что же рисовали древние люди? В пещере изображены фигуры животных (мамонты, лошади, бык, носорог), людей, знаки и неопределенные изобразительные мотивы. Фигуры животных в Большом зале выполнены в силуэтной манере, а в Дальнем зале – в контурной, там они более натуралистичны.

Самой интересной композицией считают рисунок на потолке Дальнего зала, где можно увидеть антропоморфные фигуры обоих полов. Фигура женщины имеет хорошо различимые признаки пола. Между ее ногами нанесены три красных ряда из 28 точек. Видимо, они связаны с циклами женщин и лунным календарем. Точки идут к груди носорога. Возможно, композиция отражает бытовавший в то время миф о сотворении мира.

Интересно, что одно из антропоморфных существ совмещает черты человека и птицы. Также встречаются группы линий, отдельные линии, меандры, трезубец, треугольник, расчерченный параллелограмм, мотивы в виде скобы и якоря, крестообразные и стреловидные изображения, отдельные пятна. Один из рисунков выполнен в виде круга и обрамлен с трех сторон отрезками, напоминая след носорога.

Уникально и изображение животного с туловищем верблюда. Показаны изгибы горбов, отвислый живот, небольшой хвост и задняя нога животного. Голову верблюда заменяет личина в анфас.

По предположению ученых, в пещере могли проводиться обряды инициации. Два ведущих в Дальний зал лаза могли символизировать моменты смерти и нового рождения. Посвящаемый попадал в зал с рисунками через нижний ход, а обратно возвращался через верхний.

Картинную галерею Игнатьевской пещеры датируют палеолитом. По богатству пещерной живописи на Урале она может сравниться только с Каповой пещерой на реке Белой, а также она стоит в одном ряду с известными европейскими пещерами с древними рисунками.

Ученые провели в пещере археологические раскопки. Культурный слой эпохи верхнего палеолита здесь представлен многочисленными угольками от факелов и светильников, каменными и костяными изделиями, кусками охры, украшениями, костями животных. Каменные изделия (свыше 1300 экземпляров) изготовлены из яшмы, кремня, кварцита, песчаника, хрусталя, известняка и других пород и минералов.

Среди орудий преобладают скребки, пластины, резцы, долотовидные орудия. Найдены пластинки с притупленным краем, служившие вкладышами составных орудий. Украшения представлены двумя подвесками из клыка песца и зуба быка или бизона и двумя мелкими плоскими бусинами из кости или бивня. Среди остатков животных — кости лошади, северного оленя, сайги, бизона, пещерного медведя, шерстистого носорога и других млекопитающих, характерных для ледникового периода. Археологический памятник датирован 10-14 тысячами лет. Во Входном гроте были найдены вещи более поздних эпох – бронзы и железа (рисунков в этой части пещеры нет).

Считается, что рисунки в пещере были нанесены в эпоху верхнего палеолита – 12-14 тысяч лет назад. В пользу этого говорит и наличие изображений вымерших животных – мамонтов, а также находки в Большом зале только верхнепалеолитических изделий. Однако, к удивлению ученых, проведенный в 1998 году радиоуглеродный анализ образцов пигмента нескольких рисунков выдал результат примерно от 6 до 8 тысяч лет, что заметно меньше ожидаемого возраста. Как это можно объяснить? Археолог, исследователь уральских писаниц В.Н. Широков выдвинул три гипотезы:

  • Мамонтовая фауна могла дожить на Урале до ранних постледниковых периодов.
  • Изображения могли не базироваться на живых мамонтах.
  • Рисунки могли подводиться в более поздние периоды, что сделало возраст рисунков более молодым, чем изначальных изображений.

На реке Сим древние рисунки также найдены в пещерах Колокольная и Белая Царица около села Серпиевка, но там они представлены главным образом лишь линиями.

Загадки суходола реки Сим

Очень интересны и окрестности Игнатьевской пещеры. Выше по течению реки Сим видна впечатляющая отвесная скала высотой до 100 м.

По сложной системе тектонических трещин река Сим здесь уходит под землю. Первые научные исследования суходола провел профессор ЧГПУ А.Д. Сысоев в 1950-х годах. Оказалось, что Сим теряет в трещинах и понорах 61% поверхностного течения при большой воде, заполняющей и участок суходола. Зато после выхода на поверхность в 1 км ниже по течению 4 родников воды в русле реки Сим становится сразу в 2,5 раза больше.

Под действием воды в земных недрах образовались карстовые пустоты, которые давно волнуют спелеологов. Они неоднократно предпринимали попытки попасть в загадочные подземелья.

И вот, в июле 1975 года, когда из-за сильной засухи обмелели реки и снизился уровень подземных вод, спелеологи Челябинского клуба «Плутон» под руководством Семена Баранова смогли проникнуть в одну из карстовых полостей суходола реки Сим. Разобрав глыбовый завал в самом крупном карстовом роднике, они проникли в большой грот, пол которого был залит водой подземного озера. Этот грот назвали Ривьерой. За ним шел наполовину открытый сифон, за которым оказалась просторная тоннелеобразная галерея высотой 3-4 м и шириной до 5 м. Она уходила в глубь горы Эссюм на 165 метров. Заканчивалась сифоном с мощным потоком воды. В подземной реке спелеологи заметили рыбу и речных раков. Новая пещера получила название Эссюмской. В 2010 году через сифон ее объединили в единую пещерную систему с пещерой Эссюмская-4, общая длина ходов составила 706 м, амплитуда 20 м.

Схема Эссюмской пещеры. Источник: http://quist.pro

Видео

Предлагаю посмотреть короткий видеоролик, снятый мной во время посещения этих мест.

Как добраться до Игнатьевской пещеры?

Игнатьевская пещера находится на Южном Урале – в Катав-Ивановском районе Челябинской области. Нужно ехать по трассе М-5 на участке Челябинск – Уфа, в районе Кропачево повернуть на юг на дорогу Шарлаш – Аратское – Серпиевка. Ехать до Аратского (10 км от М5). Там направо уходит грунтовая дорога в сторону кладбища и далее к Игнатьевской пещере. От трассы до пещеры – 8 км.

GPS-координаты Игнатьевской пещеры: N 54° 54.027´; E 57° 46.890´ (для смартфонов 54.90045° 57.7815°).

Здесь организован Серпиевский заказник. Несмотря на наличие дороги, проезд на машинах запрещен, о чем предупреждают информационные таблички около трассы. Одна из жительниц села Аратского чутко бдит за соблюдением этого запрета, особенно по праздникам, когда сюда едет наибольшее количество туристов. Нарушителям приходят повестки в суд и приличные штрафы. Впрочем, как это часто бывает, под раздачу обычно попадают законопослушные люди. Например, наши знакомые оставили машину около трассы, честно отшагали положенные 16 км, а спустя какое-то время получили «письмо счастья». При этом по «заповедной» дороге совершенно спокойно ездят лесовозы со спиленными деревьями. Мы оставляли машину на обочине и ходили от Аратского до пещеры пешком.

Расстояние от Челябинска – 280 км, от Уфы – 160 км, от Екатеринбурга – 400 км, от Перми – 440 км.

Путешествуя по этим местам, стоит также доехать до села Серпиевка и посетить Серпиевский пещерный град.

Игнатьевская пещера (Челябинская область) — отзыв

Игнатьевская пещера – древнее подземное царство

Впервые я побывала в Игнатьевской пещере, когда в школе мы ездили туда на экскурсию. Конечно, воспоминаний осталось немного, но поход мне просто дико понравился. И вот я решила свозить в пещеру сына и его товарищей.

Карту искали в Интернете, нашли с трудом. В дороге нет ни одного указателя, часто спрашивали, как проехать, у жителей деревень.

Поплутав немного, дорогу отыскали. Пещера, конечно, находится далеко от асфальта. Несмотря на то, что этот памятник природы пользуется большой популярностью у туристов, хорошую дорогу туда не проложили.

Сначала от села Аратское лесная дорога относительно неплохая, но до поездки были дожди, поэтому покатались по лужам. Хорошо, хоть покрытие твердое, нигде не застряли.

Далеко в лесу есть площадка, где практически всегда бывает несколько машин. Если у вас не вездеход, машину лучше оставить тут, дальше идти пешком недалеко. По дремучему лесу спустились с горы, прошли по тропинке вдоль мелкой речки Сим и дошли до лестницы, ведущей в пещеру.

Там часто можно встретить группу туристов, а то и не одну. Мы встретили такую группу, они уже заканчивали поход.

Первый раз зашли в пещеру. В некоторых местах проходы низкие, пришлось идти на корточках, но в основном пещера огромна, потоки высоченные. У каждого был фонарик, без них тут делать нечего. В пещере прохладно и страшно, что можно заблудиться. Мальчишки, откровенно говоря, затрусили, и мы быстро вышли. Но потом интерес победил, мы снова вошли в пещеру и бродили там довольно долго, даже замерзли.

Зрелище потрясающее! Огромные залы, причудливые закопченные стены, пол в мелких бугорках. Незабываемое ощущение прикосновения к древности, к тайне.

В пещере довольно чисто, хотя читала, что мусор оттуда вывозят камазами. Иногда встречаются надписи типа «Здесь был Вася», вандалы есть везде.

Протяженность пещеры около 6 км (если не ошибаюсь), всю мы, конечно, не прошли. Но читали, что есть в ней дальний зал, туда надо пробираться ползком, где находится сталактит в виде богородицы. Это место паломничества туристов.

По дороге обратно мы встретили еще одну группу туристов, направляющихся в пещеру, теперь уже мы объяснили им, как до нее добраться.

Итак, место довольно популярное. Ощущение незабываемое, мальчишки сказали «Круто!».

Игнатьевская пещера

Игнатьевская пещера — небольшая по размерам (общая протяженность ходов 540 м), двухэтажная. Известна с середины прошлого века и неоднократно обследовалась. Знаменита «картинной галереей каменного века». Она является одним из девяти уникальных памятников палеолита в мире, где были найдены рисунки древнего человека.

29 июля 2007 года не забуду никогда! Впервые в жизни я побывала в одной из карстовых пещер на Южном Урале, которая находится недалеко от села Серпиевка и называется Игнатьевская ( точное местоположение: в 7 км к северо-западу от деревни Серпиевка на правом берегу реки Сим Катав-Ивановского района Челябинской области). Именуют её также Серпиевской и, по-башкирски, Ямазы-Таш…

Игнатьевская пещера — небольшая по размерам (общая протяженность ходов 540 м), двухэтажная. Известна с середины прошлого века и неоднократно обследовалась. Знаменита «картинной галереей каменного века». Она является одним из девяти уникальных памятников палеолита в мире, где были найдены рисунки древнего человека.

По значимости Игнатьевскую пещеру можно сравнить с такими пещерами-знаменитостями, как Альтамира в Испании, Ласко во Франции, Каповая в Башкирии.

История и предания о пещере:

«…Систему гротов Игнатьевской пещеры неоднократно посещали ученые-специалисты, археологи других стран мира. В 1980 году группа археологов совершила здесь сенсационное открытие — в дальней части пещеры на стенах и потолке были обнаружены рисунки первобытных людей. Считается, что рисунки в пещере сделаны почти 14-16 тысяч лет назад, их около 40 групп. Это вполне реалистические изображения быка, мамонта, других животных и нерасшифрованные пока геометрические символы.

Подземные залы и галереи с рисунками расположены в труднодоступных местах, вдали от дневного света. Скорее всего, они служили местом проведения неких обрядовых действий. Для человека каменного века, как и для современного, пещера — это промежуточное состояние между бытием и небытием, между жизнью и смертью, место для испытания ужаса и страха божьего. В пещерах всегда капает, всегда сыро и довольно грязно. Люди каменного века там вероятнее всего не жили, а приходили на несколько дней для совершения обрядов: запускали туда молодежь, которая выходила в «верхний мир» повзрослевшей и посерьезневшей.

А вот старообрядцы, скрывавшиеся от притеснений официальной церкви, или другие вольные люди, имевшие основания прятаться от властей, жить в подземелье могли. Один из обитателей пещеры, давший ей свое имя и по преданию в ней захороненный, – старец Игнатий. Еще в 50-е годы в дальнем зале пещеры были разбросаны остатки деревянного сруба, где он жил. Святой старец почитался и после смерти, а в пещеру, согласно описаниям начала ХХ века, «в девятую пятницу после Пасхи… стекается масса народу из соседних заводов, сел и деревень». Кем был старец Игнатий на самом деле неизвестно, но говорят, что это мог быть принявший схиму великий князь Константин Павлович (брат царей Александра I и Николая I), а кто-то считает, что под этим именем скрывался от мирской суеты сам отошедший от дел государь Александр I. Согласно легенде, дух святого Игнатия ночью выходит к краю пещеры и смотрит на Луну. По ночам здесь слышатся странные голоса и шаги, исходящие непонятно откуда. В самой пещере и возле нее быстро разряжаются батарейки, сгорают лампы фонариков, отказываются работать вспышки фотоаппаратов, люди чувствуют чье-то незримое присутствие»…

Микроклимат пещеры особенный: слабый поток чистого воздуха, постоянная температура(+5 С), влажность, содержание в воздухе аэрозолей калия, магния, натрия, тишина и покой древних стен. Лечебное воздействие на наш организм оказывают не только «живой» воздух, но и «живые» сталактитовые картины на сводах пещер. Пещера, и правда, богата разнообразными кальцитовыми образованиями, сталактитами и сталагмитами, кальцитовыми реками, можно обнаружить пещерный жемчуг, и, как говорилось выше, шедевры «древних художников».

Личные впечатления, разоблачения и Главное Чудо:

Про «умирание» фотоаппаратов и батареек – неправда. По крайней мере в мой поход ничего такого замечено не было. Сыро, холодно и грязно, особенно в некоторых лазейках, где только по-пластунски пролезть можно – это да, так оно и есть. Посещение пещеры само по себе навевает ощущение знакомства с чем-то таинственным (особенно в первый раз в жизни в приключении такого рода. ) , поэтому для меня быть ТАМ оказалось чем-то грандиозно-вречатляющим. Самое большое откровение было увидеть воочию и убедиться в том, что Игнатьевская пещера не просто пещера — это святое место.

«Игнатьевская Богоматерь» — это настоящее чудо. В дальнем зале пещеры, на так называемом втором этаже, на одной из стен «вылит» образ — женская фигура, с отчётливо просматривающимися лицом, руками, по бокам два сталактита, напоминающие подсвечники. Образ Богоматери – чудо нерукотворное, именно поэтому он так завораживает и удивляет.

Я думаю, что это Чудо достойно того, чтобы о нем знали мои соотечественники, жители необъятной России и, возможно, однажды совершили незабываемое путешествие в пещеры Южного Урала. Я ведь рассказала только об одной…

Как найти Игнатьевскую пещеру:

Игнатьевскую можно смело назвать одной из самых известных пещер Челябинской обл. Она находится на правом берегу р. Сим примерно в 8 км от села Серпиевка.

От Серпиевки туда ведет тропа, но найти ее довольно сложно, т.к. дорог в округе немало. Можно попытаться расспросить местных жителей. Те, кто зимой отдыхает в Серпиевке, могут заказать лошадь, чтобы туда съездить.

От села Аратское, расположенном на 7 км севернее Серпиевки, к пещере ведет прямая дорога, широкая и накатанная.

Карта этого участка на удивление точна, на ней не обозначен лишь свороток к пещере. От Аратского до конца проезжей дороги около 6 км, и еще 1,5 км — до самой пещеры. От этого полуторакилометрового участка влево отходит несколько дорог. Первая из них приводит на край скалы северо-восточного борта глубокого распадника, на дне которого находится пещера Аленушка. Вторая приводит на край Игнатьевской скалы. Наша пещера расположена в ее подножии. По этим дорогам можно проехать. Основная тропа местами довольно скользкая, ездить там опасно. Она спускается к реке, приводя на обширную поляну на берегу Сима.

На этой поляне много стоянок, и , вроде как, начинается напряженка с нормальными дровами. К тому же свинячат там… Есть стоянки и на другом берегу. А еще лучше — встать наверху, на скалах. Народа там немного и открывается вид во всю ширь долины. Также почти никого не бывает на Аленкиных скалах. Единственный минус — со скал очень высоко лететь, метров 100. Поэтому верхние стоянки — для спокойных и трезвых.

Пещера находится метрах в ста выше по течению от поляны, в основании уступа скалы. Вход огромный, очень впечатляет. На крутом подъеме (пещера находится метрах в 11 выше уровня реки) стоит новая четырехметровая лестница, поставленная в 2005 г. (Старую лестницу снесло паводком, после чего ее раздеребанили на дрова). Подъем выше лестницы по крутой осыпи неудобен, поэтому надо быть осторожными.

Что внутри Игнатьевской пещеры:

Входной грот пещеры открывается на юг, хорошо прогревается солнцем и защищен от ветров, текущих по долине. Вид из него открывается замечательный. Стоя в его глубине, чувствуешь себя, как в огромном кинозале, где вход играет роль экрана, на котором показывают, как течет жизнь: дождь, снег, не попадающие внутрь, пятна света и тени, бегущие по лесу, волны от ветра, и его мощный звук, прокатывающийся в тишине над долиной. Или зимняя сказка с инеем на ветвях. Или рев реки в паводок. Ты находишься в полутемном зале, и сеанс не кончится, и не включат свет, пока сам не повернешься и не уйдешь … Это кино мы смотрели сами, неоднократно, в разные времена года. Одно это стоит того, чтобы сюда прийти. Здесь ты — зритель. Выходя наружу, ты становишься статистом, незначительной ролью в этом фильме…

В конце входного грота установлена решетка, которая, пока что, не закрывается. За ней — комната, продолжение грота, — перекресток трех дорог. Основной ход идет слегка влево, чуть опускаясь вниз и становясь ниже, и вскоре выводит в широкую основную галерею.

С этого места ее южная часть представляет собой узкий сырой ход, называемый Зубастым. Действительно, проползая по нему, приходится подныривать под выступы на потолке. В его конце замечены торчащие из потолка корни деревьев. На полу есть лужи.

Северная часть галереи достаточно широка и похожа на прямой просторный тоннель. Сейчас в ней достаточно ровный пол, кто-то убрал камни. Кое-где попадаются следы раскопа. Высота хода — от 2 до 5 м. Стены неровные, корродированные, очень закопченные. Потолок хода оставляет интересное впечатление — чувствуешь себя Ионой во чреве большой рыбы. У этих сводов есть «глаза», «уши», «ребра», «позвонки»…

Параллельно основному, справа, метрах в 20-30 идет еще один узкий ход (мы к нему еще вернемся)

Галерея приводит в большой зал и заканчивается непроходимой щелью в его противоположном конце. В литературе этот зал называется гротом Столба. Нам он показался состоящим из двух частей. Правую часть мы назвали Рестораном Старца Игнатия — здесь на полу лежат большие плоские камни, даже в некоем порядке, — как столики в кафе. Пол имеет уклон в сторону левой, западной части грота, в которой он становится ровнее. Посреди этого грота стоит большой столб-останец, вокруг которого можно обойти. Также можно пролезть сквозь него по трещине.

На юг, т.е. в обратном направлении, из этого грота выходит широкая и высокая галерея, на стенах которой много рисунков и надписей самого-самого первобытного человека типа «Вася+Петя» или «Старец Игнатий на танке с православным крестом охотится на слонов»…

Из трещины в стене на некоторой высоте торчит деревяшка с обрывками проводов: легенда гласит, что некогда в пещере пытались наладить электрическое освещение, а во входном гроте стоял генератор.

Галерея заканчивается тупиковым собачьим лазом. В ее правой стене, у самого основания, незадолго до тупиков, есть шкурный ход, приводящий в Келью старца Игнатия. Сам шкурник имеет метров 5-8 м в длину. На полу мелкие камушки, весной образуются лужи. Вылазить в конце нужно вверх, так что придется чуть-чуть повыгибаться. Назад сложнее, т.к. придется или нырять туда головой вниз, или пытаться развернуться, складываясь в три погибели.

Келья Игнатия — невысокий сырой грот средних размеров. Всю дальнюю от входа часть кельи занимает большой конус наносной глины. Судя по его размерам, здесь пещера долгое время имела сообщение с поверхностью. Сейчас там отходит вверх труба (в ней кто-то недавно покопался), которая, однако, опасна: стены состоят их мелких камней с глиной, и попытка штурма или раскопок может плохо кончиться.

А на другой, восточной, стороне кельи находится то, что влечет сюда многих посетителей: из натека вырезана фигурка женщины с двумя подсвечниками по бокам (один из них сломан). Мнения по поводу этот изображения разделились: одни считают ее иконой, вырезанной самим Старцем, другие говорят, что ее возраст — 10-15 тыс. лет. Вероятнее всего, здесь мы имеем дело с очень древним памятником религиозного культа, и табу, защищающее его, все еще живо. Вероятно, «Икону» можно считать звеном в единой композиции: кроме этого, ведь есть еще и древние рисунки на сводах грота, выполненные красной охрой. Сами рисунки достаточно велики по размерам. Их следы, в принципе, можно разглядеть в виде красных ломаных линий, но составить из них целостную картину под силу только опытному глазу. Здесь можно либо договориться о проведении экскурсии с Л.Л. Пядышевой из Серпиевки, либо заглянуть в краеведческий музей Серпиевки, организованный ее же, Лидии Леонидовны, усилиями.

Из кельи есть второй выход — округлое окно в стене на высоте около трех метров. Попасть туда можно по трещине вдоль той же восточной стены. Надо соблюдать осторожность, чтобы не загреметь вниз, т.к. там скользко.

Возвращаясь назад, можно из грота Столба проползти по параллельному основной галерее узкому ходу. Из его середины можно через узкую щель попасть в еще более узкие параллельные трещины. Сам же этот ход заканчивается небольшой комнаткой Минуты Молчания (наше название), из которой очень низкий двухметровый шкуродер выводит к зарешеченной части входного грота. Примерно отсюда еще можно попасть в небольшой грот Дохлой Кошки, которую какие-то маньяки принесли в жертву в 2003 г.

Натечные формы в пещере сильно пострадали от набегов троглодитов. Стены весьма закопчены, почти приведены в негодность рисунки Кельи. Много надписей. Каждый год из пещеры вывозят почти по КАМАЗУ (. ) мусора. Тем не менее, посещение пещеры оставляет впечатление. Для многих эта пещера стала первой ступенькой в подземный мир, который увлекает навсегда. К тому же, окрестности пещеры очень красивы, и здесь много других интересных объектов.

Рекомендуем ходить в Игнатьевскую не на великие праздники, когда шибко много народу. Впрочем, на верхних стоянках турья немного. Туда, правда, подъезжают на машинах. На неделе здесь вообще никого не бывает.

Ночевать в самой пещере мы не рекомендуем: после таких стоянок остается много мусора, а керогазки здорово отравляют воздух. Не прикладывайте руку к разрушению чуда.

Пещерный град «Серпиевский»

В районе реки Сим горы сложены из известняков. Поэтому река во многих местах срезает горные выступы, и тогда её ограждают каменные стены высотой во много десятков метров, длиной в несколько километров. Больше всего пещер выше деревни, на правом берегу реки Сим и в окрестностях Игнатиевской пещеры. Здесь встречаются практически все формы карстовых пещер: горизонтальные, вертикальные и лабиринтовые, карстовые воронки и провалы, родники и суходолы, карстовые арки, ниши и гроты, подземные русла рек. Общее их количество более тридцати.

«Пещерный град» начинается Майской пещерой, недалеко от моста в деревне Серпиевка на дороге из Катав-Ивановска . Через пятьдесят метров по узкой, обрывистой тропе над рекой Сим, которая шумит внизу бурным потоком, Вы оказываетесь в Малом Серпиевском гроте. Ещё через полсотни шагов пещера Колокольная. Далее проход под каменной аркой через Скалу-кольцо. И Вы попадаете в Большой грот. Затем Водяная пещера, она ниже всех, вход почти на уровне реки, в конце её сифон (узкий вертикальный колодец заполненный водой). Дальше пещеры идут пореже: Вскрытая, Белая царица, Сквозная и т. д.

Колокольная

Пещера легкодоступна, коридорно-гротового типа, вход обширен, пол сухой, ходы просторные с высотой сводов 6-8 м и шириной от 5 до 10 м. В пещере четыре грота: Узкий, Круглый, Сталактитовый и Дальний. Общая длина ходов – 190 метров. В пещере обнаружены наскальные рисунки эпохи палеолита, относящиеся к числу древнейших в стране.

Илья Леонов
Меня зовут Илья, и я автор этого блога!Мне 37 лет, живу в г. Санкт-Петербург, воспитываю сына. Я простой путешественник - люблю туризм и хочу делиться с читателями интересными местами нашей планеты :)
Оцените автора
Дневник Туриста
Добавить комментарий