Коркинский разрез – фото, описание, история, отзывы

О проблеме Коркинского разреза (фотоотчёт)

Вообще разговоры о политике не лучшее для обсуждения на форумах, постараюсь сегодня не затрагивать эти темы, а написать хочу вот о чём! Информации о посещении в последнее время Коркинского разреза я не нашёл, вчера 27.01.18 съездили поглядеть на карьер и что обнаружили: карьер временно законсервирован, а на смотровых площадках стоят блокпосты, при приближении к карьеру, охранники вежливо просят покинуть территорию комбината, запрещено даже снимать фото и видео.. К слову, из карьера убрали всю технику и жд пути, что же такого запретного в съёмке пустой ямы? А собственно, проблема заключается в чём, я озвучу позже! Сначала мы решили попасть на площадку Карьер, что самая центральная по ул.Терешковой, через пешеходный мостик над жд путями, калитка закрыта на замок и стоит камера видеонаблюдения, позвонив по домофону, нас попросили уйти.. Оно и логично, на территорию Гока проход запрещён.. Хотя годом ранее интернет завален кучей фото с описанием этой смотровой площадки.. Ладно, следующая точка обзора рядом с п.Роза и памятником Коркинский разрез: через шлагбаум даже не дали пройти, хотя до ямы метров 50, сам памятник сфотографировать разрешили. На все вопросы: “почему?” ответ: “не положено!” Хорошо.. есть ещё так называемая “Путинская площадка” (не для кого не секрет, когда и зачем на Коркинский карьер приезжал Путин), откуда самый лучший вид на карьер, дак и там стоит будка с охраной и естесственно, прогнали и там.. Что делать? Карьер конечно нам удалось посмотреть, обошли почти по кругу, даже заглянули на неск уровней вниз.. На старой разваленной угольной шахте дежурит пенсионер, которому вероятно по рации сообщили о гр туристов, быстро он нас нашёл, мы проявили вежливость и покинули шахту..

Как удалось выяснить, в чём вся суть охраны объекта, теперь конкретно о проблеме! Выработка карьера не закончена, глубина 500м, а проектная около 610.м. Вроде как добыча угля не рентабельное занятие, расходы очень большие, а современная промышленность теперь ориентирована на добычу газа, нефти и построено множество гидроэлектростанций и тд.. Вроде кому нужен уголь в современное время? Уголь конечно нужен и добывать его будут! Вот только не все понимают, какой вред экологии наносит добыча угля! Коркинский разрез находится вблизи центра члб.обл. г. Челябинска! Когда производились работы в карьере, тонны едкого угольного дыма отравляли окружающую среду, в последствии принято решение о рекультивации карьера! Вот только засыпать его будут не отвалами породы, что подняли с самого карьера, а отходами Томинского Гока! Казалось бы, причём тут Томинский Гок? А вот причём: теперь владельцем Коркинского разреза является Томинский Гок! Соответственно, куда девать отходы? Строить шламохранилище (бетонное сооружение в виде воронки с высотой стен до 50-100м для хранения отвалов и отходов карьера) очень затратное удовольствие.. А тут Коркинская яма пустует без дела! Вот и принято решение свозить отходы именно в Коркинский разрез.. Проблема в том что эти отходы вступают в реакцию с углём и выбросы едкого вредного дыма увеличиваются.. К слову, если дать углю прогореть собственными процессами, то он перестанет тлеть на глубине прогорания 1м. Если начинать его ворошить, производить раскопки, уголь по новой активизируется.. Засыпать Коркинский разрез необходимо собственными породами и отвалами, то есть глина, грунт и тд.. Продолжение.

Коркинский угольный разрез

В Челябинской области около города Коркино находится самый глубокий в Европе и второй в мире угольный разрез.

В Челябинской области около города Коркино находится самый глубокий в Европе и второй в мире угольный разрез. Сейчас его глубина достигает уже 500 метров и продолжает увеличиваться. Проектная глубина – 610 метров. Диаметр воронки разреза – полтора километра.

Коркинское месторождение угля открыли в 1931 году. Обнаруженный пласт угля был крупнейший на тот момент в стране. Первооснова местного угля – древовидные папоротники, отпечатки которых можно найти в угольных слоях.

Подготовка к промышленной разработке карьера длилась несколько лет. Сначала работы велись вручную, потом стали производить взрывы.

Крупнейший взрыв состоялся 16 июля 1936 года. Он навсегда вошел в историю Урала. Готовились к взрыву на протяжении полугода. Перед взрывом был эвакуирован весь город. Мощнейшим взрывом было выброшено около миллиона кубометров породы. Куски породы взлетели в воздух на высоту более 500 метров! Произошедший от взрыва подземный толчок зафиксировали все сейсмические станции на планете, чуть было не приняв его за ядерный взрыв.

Сейчас в результате эрозионных процессов угольный разрез потихоньку осыпается, иногда случаются оползни. Не редки и случаи возгорания угля.

Раньше уголь поднимали на поверхность автотранспортом. Когда же разрез достиг приличной глубины, построили идущую по спирали железную дорогу. Сейчас технологический процесс добычи угля в Коркинском разрезе выглядит так: пласты угля взрывают, грузят в вагоны электровоза, который поднимает уголь на поверхность, на обогатительной фабрике получают чистый уголь, а отделенную породу вывозят на отвалы.

На дне карьера работает сложная система водоотведения, в противном случае разрез столь приличной глубины давно бы затопило.

Рекордные объемы добычи угля в постсоветское время были достигнуты в 2005 году, когда на поверхность подняли 1,2 миллиона тонн угля. Однако после этого рекорда объемы стали неуклонно сокращаться. Сейчас здесь задействованы силы 1600 рабочих.

В последнее время стал подниматься вопрос о прекращении добычи угля в Коркинском разрезе. Добывать его с такой большой глубины стало затратно, доходы у собственников нулевые. Да и потребности в угле в России стали снижаться в связи с газификацией. Хотя запасы угля здесь оцениваются в 50 миллионов тонн – хватит еще лет на 50.

После закрытия производства карьер планируют частично засыпать… Так что успевайте посетить этот чудо-котлован!

К западу от разреза расположены огромные отвалы добытой породы. Они занимают приличную по размерам территорию.

Сам населенный пункт Коркино возник намного раньше открытия каменного угля. Его история начинается с конца XVIII века. Название населенного пункта пошло от фамилии первопоселенца. С началом разработки поселок Коркино стал бурно развиваться и вскоре получил статус города. Сейчас в городе проживает около 40 тысяч человек. Кстати, даже на гербе города изображена ввинчивающаяся в землю спираль угольного разреза.

В Коркино в свое время родились такие известные люди, как писатель Александр Кердан, гонщик Леонид Новицкий, альпинист Анатолий Букреев, министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник и другие.

При планировании поездки учтите, что посещать карьер лучше в ясную и ветреную погоду. В противном случае сложно будет что-либо рассмотреть из-за скопления в разрезе угольной пыли.

Как доехать до Коркинского разреза?

Город угольщиков Коркино находится в 40 километрах к югу от Челябинска. На автомобиле нужно ехать от Челябинска по трассе М-36 до города Коркино. Карьер находится на территории предприятия, однако охранники пропускают туристов. Можно доехать и на автобусе – от Челябинска до Коркино, затем либо пешком на территорию комбината, либо доехать на городском автобусе до остановки «Разрез».

Что представляет собой Коркинский угольный разрез

Понятие разрезов появилось в 40-х годах двадцатого века. По своей сути это те же карьеры. Один из самых больших в мире карьеров по добыче угля открытым способом находится в районе города Коркино в Челябинской области. Это второй по величине в мире и первый на евразийском континенте карьер.

Уральский угольный бассейн был открыт в 1832 году, а добыча угля началась только в 1908 году. В течение всего первого года работы проводились под землёй. Спустя год, все подземные работы были завершены и, началась открытая добыча. Всё это произошло благодаря наличию огромного пласта толщиной 72 сантиметра.

В 1931 году было открыто Коркинское месторождение, где ввели в строй первый разрез. За десять их число увеличилось до пяти. Сегодня все они входят в подчинение Челябинской угольной компании.

История города Коркино

Существуют две легенды происхождения городка:

  1. Беглый каторжник Афанасий Коркин в 1746 году основал здесь деревню. После женитьбы сюда переехали и новые родственники. Так было положено начало новому поселению.
  2. В местной (Челябинской) крепости служили четыре брата казаками. Фамилия их была Коркины. Они и дали название посёлку.

Документально же подтверждено первое упоминание в 1795 году. Согласно переписи населения в деревне проживало 119 человек и было 18 домов. Эту дату принято считать началом основания города. С 19 века поселение считалось казачьим. Многие местные жители служили в Оренбургском казачьем войске. В 1920 году казачье войско было упразднено.

Единственное сохранившееся старинное здание — церковь Петра и Павла 1888 года постройки. Всё остальные сооружения принадлежат советской эпохе.

Шахты и карьеры Коркино

Найденное угольное месторождение необходимо было вскрыть извне, чтобы начать полномасштабную промышленную разработку. Начало разработке открытым методом положил известный во всём мире «коркинский взрыв». К такому событию готовились четыре с половиной месяца. Необходимо было:

  • пробурить 32 двадцатиметровые скважины;
  • заложить 2000 тонн взрывчатки;
  • эвакуировать всех жителей рабочих посёлков и деревень.

В 10.00 шестнадцатого июля 1936 года прогремел взрыв, зафиксированный всеми сейсмическими станциями мира. Данная новость на многие годы определила Советский Союз как лидера в области добычи угля.

Несмотря на то что уголь добывали шахтёры из рабочих посёлков, основными добытчиками были заключённые и военнопленные. Добыча велась и на поверхности, и под землёй. В 1939 году принимается решение о строительстве шахты, получившей название «Капитальная», которая была введена в эксплуатацию только в 1947 году.

Шахта проработала вплоть до 2013 года.

Разрез Коркино изначально предусматривал открытую угольную добычу на глубину до 40 метров. Через два года заданная глубина была достигнута и был создан новый проект с глубиной 80 метров. Первый послевоенный год ознаменовался новым показателем глубины в 115 метров. Так по очереди создавались Коркинский разрез No 1, No 2, No 3, No 4, No 5.

Начало работ в карьере осуществлялось с помощью конной тяги и паровых экскаваторов. С увеличением добычи и изменением технологий на смену паровым экскаваторам пришли электрические, а вместо конной тяги стали использовать транспортёры с прямым выводом руды на поверхность. После ряда оползней транспортёры были заменены на железную дорогу общей протяжённостью больше 100 километров.

Запись о Коркинском разрезе есть и в Википедии. Там, несмотря на противоречивые сведения, даны параметры карьера:

  1. В глубину он достигает 510 метров. По другим данным 540 метров, притом что планировалось достичь 630 метровой глубины.
  2. Ширина карьера составляет около 3,5 километров. Другие данные говорят о диаметре в 2,5 километра.
  3. Протяжённость (длина) достигает 5,5 километров.

Включение шахты и всех разрезов в состав Челябинской угольной компании предусматривало создание единого добывающего комплекса. Но с закрытием шахты всё резко изменилось. На очереди закрытие и всего карьера. Из-за всеобщей газификации электростанций и котельных, добыча угля становится невыгодной.

Достопримечательности Коркино

Городок расположен в 35 километрах от Челябинска. Координаты на карте будут выглядеть следующим образом: 54 градуса 54 минуты северной широты и 61 градус 26 минут восточной долготы. Из Челябинска сюда ходит автобус. Среди городских достопримечательностей мало чего интересного. Выделить можно только церковь 19 века и памятник шахтёрам и строителям города, открытый в 1984 году. Поэтому единственная и главная достопримечательность — это карьер, посмотреть на который едут многочисленные туристы.

Коркинский угольный разрез действительно величайшее сооружение человечества, которое можно поставить в один ряд с Египетскими пирамидами и Великой Китайской стеной. И дело тут не только в масштабности проекта. Все они прекрасно видны из космоса. В качестве примера может служить фото, прилагаемое к Гугл-карте, сделанное со спутника.

Знаменитый карьер можно хорошо разглядеть с официальной смотровой площадки. А вот сделать хорошее фото не всегда получается из-за постоянной задымленности и гигантских размеров. То есть сфотографировать можно, но это будут фотографии отдельных частей карьера. Помимо описанных моментов, каждый сам для себя выделяет что-то интересное. Так, например:

  • железная дорога, идущая по спирали с самого дна;
  • доставка руды со дна наверх составляет 2-3 часа;
  • железная дорога и электрические столбы сделаны с расчётом переноса их в любое время в любое место;
  • каждая «ступенька» карьера достигает примерно 20 метров в высоту;
  • из отвалов создана гора высотой 100 метров и длиной 25 километров;
  • город с противоположной стороны как будто «сползает» в бездну.

Коркинский разрез и экология

Одновременно счастливой и грустной новостью для местных жителей стали планы по закрытию угольного карьера. Наряду с осуществляемой добычей, начато восстановление земли — рекультивация. Все ступени по бокам карьера предстоит выровнять и сгладить. Таким образом, обнажается угольный пласт, который доставляют наверх, где перерабатывают и обогащают на фабрике.

Восстановление началось не просто так. Такая гигантская яма, в которой всё время гремят взрывы и извлекается содержимое недр, сильно влияет на местную экологическую ситуацию. Всё чаще происходят оползни, разрушаются близлежащие здания. Подвижки почвы разрушают коммуникации. По планам Коркинский разрез предстоит частично засыпать отвалами, находящимися наверху ямы. Но земли хватит только на то, чтобы засыпать яму наполовину. Остальную часть предполагают затопить. Рекультивация Коркинского разреза позволит создать огромное глубоководное искусственное озеро с пологими краями.

Восстановление земель не только позволит нарисовать на карте области новое озеро, но и поможет избавиться ещё от одной беды — пожаров. Уголь, как и торф может самовозгораться. Вот такое явление произошло и здесь. Горящий уголь практически всегда покрывает карьер дымом так, что дно редко когда можно увидеть. Мало того, когда содержимое пластов начинает гореть, то смогом накрывает даже Челябинск.

Часто ставший появляться в новостях карьер привлёк внимание правительства. Другое дело если бы о нём говорили с положительной стороны. Тревогу забили врачи, так как область вышла на первое место по количеству онкологических заболеваний и заболеваний дыхательных органов. Конечно, не сразу переселят людей и закопают карьер. Но уже есть надежда на исправление ситуации.

Кстати, пласты угля при сохранении выработки, могут добываться ещё на протяжении 50 лет. Может через какое-то время эти запасы и пригодятся. Если люди создадут новые безопасные технологии по переработке, и сырьё будет ещё востребовано.

Илья Леонов
Меня зовут Илья, и я автор этого блога! Мне 37 лет, живу в г. Санкт-Петербург, воспитываю сына. Я простой путешественник - люблю туризм и хочу делиться с читателями интересными местами нашей планеты :)
Оцените автора
Дневник Туриста
Добавить комментарий